Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
07/25/21 в 16:09:53

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Станислав Лем о вере »


   Удел Могултая
   Вавилонская Башня
   Вавилонская библиотека
   Станислав Лем о вере
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Станислав Лем о вере  (Прочитано 2238 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Бенни
Administrator
*****


б. Бенедикт

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2542
Станислав Лем о вере
« В: 04/16/04 в 22:16:01 »
Цитировать » Править

Мне кажется, что если и не все тексты Лема, то, по крайней мере, эта глава из "Суммы технологии" вполне вписывается в вавилонское мировоззрение.
 
На протяжении  сотен  лет  философы  стремятся  логически  обосновать правомочность индукции,  способа  мышления,  предвосхищающего  будущее  на основе прошлого опыта. Ни одному  из  них  это  не  удалось.  И  не  могло удастся, поскольку  индукция,  зародышем  которой  является  уже  условный рефлекс амебы, - это стремление превратить неполную информацию  в  полную,
Тем  самым  она  нарушает  закон  теории  информации,  гласящий,   что   в изолированной  системе  информация  может  уменьшаться   либо   оставаться постоянной, но не возрастать.  И  все  же  индукцию  -  будь  то  в  форме условного рефлекса (пес "верит", что по звонку получит еду, ибо так бывало до сих пор, и выражает  эту  "веру"  слюноотделением),  будь  то  в  форме научной гипотезы  -  практикуют  все  живые  существа,  включая  человека. Действовать на основе неполной информации, дополненной  "угадыванием"  или
"домыслом", является биологической необходимостью.
     Поэтому  гомеостатические  системы проявляют  "веру"  не  вследствие какой-либо  аномалии.   Наоборот:   каждый   гомеостат,   или   регулятор, стремящийся удержать свои существенные переменные в определенных границах,
переход за которые грозит его существованию, должен проявлять  "веру",  то есть действовать на основе неполной и неточной информации так, словно  она полна и точна.
     Всякая деятельность исходит из знаний, содержащих пробелы. При  такой неуверенности можно либо воздержаться  от  действий,  либо  действовать  с риском. Первое означало бы  прекращение  жизненных  процессов.  "Вера"  же
является ожиданием, что произойдет  то,  на  что  мы  надеемся,  что  дело обстоит так,  как  мы  думаем,  что  мысленная  модель  адекватна  внешней
ситуации. "Веру" могут проявлять лишь сложные  гомеостаты,  поскольку  они являются системами, активно реагирующими на изменения  среды,  на  что  не способен ни один "мертвый" предмет. Такие предметы ничего не  "ожидают"  и не предвосхищают; в гомеостатических системах Природы такое предвосхищение задолго предшествует мысли. Биологическая  эволюция  была  бы  невозможна, если бы не эта щепотка "веры"  в  успех  нацеленных  на  будущее  реакций, встроенная в каждую молекулу живого вещества. Можно  было  бы  представить
непрерывный   спектр   "вер",   проявляемых   гомеостатами,   начиная с одноклеточных и кончая человеком с его научными теориями и метафизическими системами. Многократно подтвержденная опытом  вера  становится  все  более
правдоподобной  и  таким  образом  превращается  в   знание.   Индуктивное поведение  не  основано  на  абсолютной  уверенности,  тем  не  менее  оно
оправдывает себя, поскольку  в  значительном  числе  случаев  увенчивается успехом. Это  вытекает  из  самой  сущности  мира,  из  того,  что  в  нем
содержится  много  различных  закономерностей,  которые   индукция   может вскрыть, хотя  результаты  индуктивных  заключений  иногда  и  оказываются ошибочными. В таких  случаях  созданная  гомеостатом  модель  не  отвечает
действительности, информация оказывается ложной, ложной является поэтому и основанная на ней вера (в то, что дело обстоит так-то и так-то).
     Вера  является   переходным   состоянием,   пока   она   подвергается эмпирической  проверке.  Отделившись  от  проверки,  она  превращается   в
метафизическую  конструкцию.   Особенность   такой   веры   в   том,   что р_е_а_л_ь_н_ы_е    действия    используются    здесь    для     достижения
н_е_р_е_а_л_ь_н_о_й  цели,  то  есть  либо  неосуществимой  вообще,   либо осуществимой, но не с помощью данных действий.  Достижение  реальной  цели можно подтвердить эмпирически, нереальной цели - не иначе  как  с  помощью умозаключений, увязывающих внутренние или внешние состояния  с  догматами. Например, прибегая к опыту, можно проверить, действует машина или нет,  но
нельзя проверить, будет ли  "спасена"  чья-либо  душа.  Действия,  имеющие целью спасение души (определенный способ поведения, посты, добрые поступки и т.п.), вполне реальны, однако их цель нереальна (ибо находится в  данном случае "на том свете"). Иногда такая цель находится и "на  этом  свете"  - например, когда возносятся молитвы о предотвращении  стихийного  бедствия.
Землетрясение может прекратиться - цель внешне достигнута, но связь  между молитвами и прекращением катаклизма не вытекает из  эмпирически  познанных закономерностей Природы, а является продуктом умозаключения,  связывающего состояние молитвы с состоянием земной коры. Вера в таких случаях  приводит к  своеобразному  злоупотреблению  индуктивным  методом,  ибо  результаты индукции проецируются в "иной мир" (то есть в эмпирическое "никуда")  либо же они должны установить наличие таких связей в Природе, которых в ней  не существует (каждый день вечером, когда я начинаю жарить яичницу,  на  небе загораются звезды; вывод, будто существует связь между приготовлением мною ужина и появлением звезд на небе, представляет собой  ошибочную  индукцию, которая вполне может стать предметом веры).
 
Полный текст см. по адресу:  
 
http://lib.ru/LEM/summa/summgl4j.htm
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.