Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
07/25/21 в 12:39:43

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия »


   Удел Могултая
   Вавилонская Башня
   Вавилонская библиотека
   Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия  (Прочитано 3003 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« В: 01/23/09 в 11:17:05 »
Цитировать » Править

Николай Владимирович Недоброво. Краткая хрестоматия.
 
ТРЕЙЛЕР
 
Там, за островом, там, за Садом,
разве мы не встретимся взглядом
не глядевших на казнь очей?
Разве ты мне не скажешь снова
победившее  
смерть
слово
и разгадку жизни моей?  
 
 А. Ахматова
- - - -
 
У Н.В.Недоброво не было отбившихся независимых ощущений, - каждое из них было вцеплено во всю его духовную систему, являлось неотделимой ее частью… Основным звеном, смыкавшим цепь идей Николая Владимировича, было понятие России …Он считал Россию вместилищем Духа, и с нею связаны были для него все вопросы земного существования человечества. Россия должна была открыть человеку его истинную жизнь, - в ней, в верном ее пути разрешение основных духовных вопросов.
 
 Юлия Слонимская-Сазонова
- - - -
 
Вдруг, без всякой видимой связи с разговором, Николай Владимирович быстро повернулся ко мне и суровым отчетливым голосом сказал: «Я принадлежу к святой Равноапостольной Церкви христианской» - и глаза его расширились и посинели… Потом глаза его снова сузились, и он прежним тоном заговорил о пене моря, взлетавшей выше камней. …Николай Владимирович видел нашу будущую дружбу и прежде чем допустить это сближение, он поднял передо мною меч своей веры.
 
 Юлия Слонимская-Сазонова  
- - - -
 
Он с точностью знал не только Св. Писание, но творения всех наиболее сильных духовных писателей. Он помнил во всех подробностях историю Церкви… Так, инквизиция не была для него одним слитным событием, а являлась… долгой жизнью по-разному расцветающих идей.
 
 Юлия Слонимская-Сазонова  
- - - -
 
Война была страшным потрясением для него. Он записался добровольцем, но не был отпущен со своей службы; он оказался необходимым при работе комиссии Государственной Думы. Не имея возможности отдать войне физически своё тело, он отдал ей весь свой дух
 
 Юлия Слонимская-Сазонова  
- - - -
 
 Если меж дворян видим мы мерзавцев,  
 Если не они лучшие из граждан,  
 Если это так, то тому виною
 Табель о рангах!
        Н. В. Недоброво
- - - -
      Я, грозный герцог, всем – и сюзерену – страшен.
  Н. В. Недоброво
- - - -
 Когда ты, голая, лежишь передо мной,
 выпячивая грудь высокою волной…
  Н. В. Недоброво
- - - -
     Я тебя, теплую, плотно сжимал,
     ты как змея извивалась.
  Н. В. Недоброво
- - - -
 Полных ног юбку смявшее сжатье  
 намекает на путь для страстей.
   Н. В. Недоброво
- - - -      
      Призыв мой благосклонно слышат
      нагие прелести твои.
   Н. В. Недоброво
- - - -  
     Ты сейчас раскачалась высоко –
 раздуваются юбки твои.  
 Но тебе всё равно, что глубоко  
 в них копаются взгляды мои.
  Н. В. Недоброво
- - - -  
      А других я целую в священную щель…  
       Н. В. Недоброво
- - - -
      Ее удивленью не будет границы,  
      когда я ногами буду к нeй жаться.  
       Н. В. Недоброво
- - - -
     В неполной святости он ищет лишь опоры
     стремленья к истинно святому. Так и я.
         Н. В. Недоброво
 
* * *  
 
Подробнее.
 
§ 1. Культурный герой.
 
Николай Недоброво (род. 1.09.1882, имение Раздольное Харьк. губ., ум. 3.12.1919, Ялта)– одна  из ключевых фигур ахматовской мифологии, отвечающая образам культурных героев и Предтеч в других мифологиях. Согласно А.А.А., он еще в начале 1910-х гг. разгадал ее тайну и разъяснил ее (тайну) ей самой (Ахматовой). В этом качестве Недоброво рассматривался так часто, что здесь мы этот сюжет поминать не будем, ограничившись отсылками к литературе* и хрестоматийным ахматовским:
 
Где все девять мне будут рады,
как бывал ты когда-то рад,
 
что над юностью стал мятежной,  
незабвенный мой друг и нежный -  
только раз приснившийся сон, -  
чья сияла когда-то сила,  
чья забыта навек могила,  
Словно вовсе и не жил он.
 
Там, за островом, там, за Садом,
разве мы не встретимся взглядом
не глядевших на казнь очей?
Разве ты мне не скажешь снова
победившее  
смерть
слово
и разгадку жизни моей?  
 
Кроме того, А.А. прилагала к Николаю Владимровичу эпитеты: «нежный», «милый», «утешный» и «дневной», напр.:
 
Чтобы песнь прощальной боли
Дольше в памяти жила,
Осень смуглая в подоле
Красных листьев принесла
И посыпала ступени,
Где прощалась я с тобой
И откуда в царство тени
Ты ушел, утешный мой.
 
Передавали также, что именно Недоброво выведен под именем Верстового Столба в известной «Поэме без Героя». Однако на эту роль предлагались и Анреп, и Маяковский, и Бенедикт Лившиц, и Гумилев, и даже, horribile dictu, Марина Цветаева (идея принадлежит Инне Лиснянской, хотя Верстовой Столб, несомненно, мужеска рода: «Полосатой наряжен верстой, Размалеван пестро и грубо - Ты... ровесник Мамврийского дуба»). Более вероятия имеет, что Ахматова сама нарочито оставила эту задачу без разгадки, чтобы «Поэма…» сохраняла какой-то интерес после расшифровки остальных прозвищ; сама она отмечала, что Верстовой Столб – это «Поэт вообще», но это, несомненно, является лишь кокетливой уловкой, призванной указанный интерес обострить. Впрочем, Недоброво тут во всяком случае не подходит, так как вводится в ту же «Поэму» иным образом и в ином месте – в том самом отрывке про «разгадку жизни» А.А., - причем сама Ахматова писала, что это и есть _единственный_ отрывок «Поэмы», упоминающий Недоброво («Ты! кому эта поэма принадлежит на 3/4, так как я сама на 3/4 сделана тобой, я пустила тебя только в одно лирическое отступление (царскосельское). Это мы с тобой дышали и не надышались сырым водопадным» etc. )  
 
*См.: Орлова Е.И. Литературная судьба Н. В. Недоброво. Томск, 2004; Михаил Кралин. Победившее смерть слово. Анна Ахматова и Николай Недоброво ( http://www.akhmatova.org/bio/kralin/kralin02.htm ); Олег Федотов. Зеркало и поэт. Н.В. Недоброво как зеркало поэтического будущего Ахматовой ( http://www.akhmatova.org/articles/fedotov2.htm ); Лев Лосев. Герой «Поэмы без героя» ( http://www.akhmatova.org/articles/losev4.htm )
 
 
§ 2. Активист, комсомолец, спортсмен и, наконец, просто красавец.
 
Последнее бесспорно, см. фотографию:  
http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000775574.jpg  
 
Юлия Слонимская-Сазонова, хорошо знавшая Недоброво, подруга его жены Любови Ольхиной, вместе с ней эмигрировавшая в Италию, неоднократно писала о Николае Владимировиче. Лучше нее все равно не скажешь. Цитирую:
 
 «Тонкость, узость линий была основным признаком внешнего очерка Николая Владимировича, нежность и блистание были основою его красок. Тонкость линий почти неестественная, в сочетании с прозрачностью красок, почти женственной, создавали общее впечатление хрупкости. «Перламутровый мальчик», звали его в интимном кругу в пору его студенчества. «Он фарфоровый», пугались друзья потом, когда видели узкий очерк застенчиво улыбавшегося Николая Владимировича среди реальных «трехмерных» фигур остальных собравшихся. Особенности внешнего облика отличали его сразу: его нельзя было пропустить, не заметить. Люди, видавшие его мельком где-нибудь в людном месте, с полной точностью вспоминали его через много лет.  К этому добавлялось ощущение несовременности: "у него лицо Чаадаева", "он совсем из сороковых годов"... Он казался не связанным со своей эпохой, хоть и был в мысли своей, в духовной сути своей самым современным из современников, ибо современность отложилась в нем не одним только каким-либо случайно его задевшим событием, - а вся ее сущность отложилась в нем абстрактными кристаллами, сложив замкнутый и слитный мир точных идей. Как ни был отличен от других и как ни казался подчас одиноким Николай Владимирович, он был человеком своей эпохи, быть может наиболее полно и наиболее самоотверженно ее воплотившим».
 
В в 1923 в Сан-Ремо 36-летняя Слонимская-Сазонова составила очерк о Н.В., опубликованный в трех номерах «Русской Мысли» за тот же год. У человека,- писала она там, в частности,-- обычно бывают как бы две «комнаты духа»:  
 
« одна для серьезных, «настоящих вещей-, другая дли мелких, «случайных».  
У Н.В.Недоброво не было этих отбившихся независимых ощущений, - каждое из них было вцеплено во всю его духовную систему, являлось неотделимой ее частью. Точно в цепь, одно звено которой неизбежно исходит из другого, вкованы были малейшие проявления его души, и, зная звенья этой цепи, легко было соединить с нею каждую его мысль, каждое его чувство.
Немногие знали всю цепь идей Николая Владимировича <…> Это придавало Н.В.Недоброво загадочность, заставлявшую Вячеслава Иванова и Андрея Белого говорить о его центростремительности и спрашивать себя, каков же, собственно, центр его.
Раскрыть до конца цепь идей Н.В.Недоброво трудно. — слишком слито это было со всем его духовным существом, неповторимым и исключительным. Но можно попытатьоя описать ее.
Основным звеном, смыкавшим цепь идей Николая Владимировича, было понятие России. Россия для него была не только «родиной», не местом, где он «случайно родился», а циклом идей, заключенных в одном чудотвор¬ном слове.
Он считал Россию вместилищем Духа, и с нею связаны были для него все вопросы земного существования чело¬вечества. Россия должна была открыть человеку его истинную жизнь, - в ней, в верном ее пути разрешение основных духовных вопросов.
В его понятии Россия в данном периоде человеческой истории были осиянна тем венцом, какой сиял попеременно над христианским Римом первых веков, над Византией в лучшую ее пору и который венчает народ, являющийся в данную пору лучшим храмом земной Церкви. Этот венец определяется не только внешним могуществом: Англия и Франция, при всем их величии, никогда не были озарены венцом. Но внешнее величие является одним из сопутствующих ему знаков. Поэтому Россия в своих историчеcких путях всегда была связана с другими народами, являясь во всех своих начинаниях не замкнутой внутри себя, а выходящей за пределы личных своих нужд. <…> В последнем акте каждой исторической драмы, имевшей значение для человечества, неизбежно являлась Россия, и ею решался исход события.
Все пути человечества сплетались в имени Россия. В самом этом имени звучала нездешняя сила. <….> Духовное содержание России было важнее всего для него, и то, что называли его «империализмом»» - мечта о влиянии на Востоке - было желанием озарить венцом России древнюю Византин».
Война была страшным потрясением для него. Он запи¬сался добровольцем, но не был отпущен со своей службы; он оказался необходимым при работе комиссии Государ ственной Думы. Не имея возможности отдать войне физически своё тело, он отдал ей весь свой дух, наложив на себя по собственному слову «мораторий до окончания войны», т. е. отказавшись от всякой личной жизни, ото всякой личной радости.
Война оказалась центральным звеном всей цепи, и это звено стало для Н.В.Недоброво роковым. Зиму 1914/15 гг. он был нездоров. В пору отступления летом 1915 года его нездоровье перешло в «болезнь без названия», а в 1916 году эта болезнь получила название: она оказалась чахоткой. В 1917 году летом он стал говорить с отчаянием: «венец отошёл от России, дух отлетел от неё». В это же время доктор говорил его жене: «болезнь начинает приннмать дурной оборот». Доктора считали решающим для исхода болезни пробуждение воли к жизни и душевное спокойствие. Но Николай Владимирович был поглощён мыслью об исходе борьбы России с восставшими против нее силами и занимался своим здоровьем покорно, но без интереса.
Брестскому миру он не придал значения: «Германия будет побеждена, и договор сам собою отменится», - но его мучила мысль о том, как выйдет Россия из всего, ее ожидавшего.
Будет ли она прощена? вернется ли ей животворящая духовная сила? Этот вопрос наравне с вопросом: умру ли я? волновал его до последних часов его жизни. Ему хотелось «перевернуть страницу» и узнать наверное. Он считал, что гнев на Россию, бывший причиной ее почти полной гибели, смягчился и что Россия снова будет осиянной. И все же он мучительно тосковал: он хотел знать это, видеть самому, ожить под лучами ее венца. Искал знамений, просил еще жизни. И умер.
Он умер так. как умирают от несчастий любви. Россию он любил любовью патетической, любовью сознательной и и этом был непримирим. Его любовь была того же пафоса, что пушкинская любовь к России. Его Россия была пушкинской Россией.
Как искренно верующий, он отвергал всякое иное чувство к России. Лермонтовское «люблю отчизну я, но странною любовью» было ему чуждо».
 
И далее:
 
«Государство казалось ему лишь временной формой человеческого общежития и формой несовершенной <…> Государство является необходимым этапом на пути к совершенной форме человеческого общежития к объединению людей в Христианской Церкви. Это было основным упованием Н.В.Недоброво, и этому он придавал решающее значение в своем внутреннем мире идей.
Помню, как первые дни нашей начинавшейся дружбы мы шли с Николаем Владимировичем, тогда еще здоровым и бодрым, по берегу моря в Крыму. Мы говорили шутя о случайных знакомых, о каких-то мелочах того дня, взглядывали на красивую линию Судакских гор – и вдруг, без всякой видимой связи с разговором, Николай Владимирович быстро повернулся ко мне и суровым отчетливым голосом сказал: «Я принадлежу к святой Равноапостольной Церкви христианской» - и глаза его расширились и посинели, глядя прямо ни меня. «Конечно же», - ответила я как-то неловко, и он быстро проговорил:
«Вот я хотел это сказать вам, чтобы вы знали».
Потом глаза его снова сузились, и он прежним тоном заговорил о пене моря, взлетавшей выше камней. Казалось, эти торжественные слова и это внезапно блеснувшее мне патетическое лицо ревнителя веры совсем не были связаны с нашим незначащим разговором, как будто сон, на мгновение явившийся мне. Но в нашем тихом разго¬воре, вне значения слов,Николай Владимирович видел нашу будущую дружбу и прежде чем допустить это сбли¬жение, он поднял передо мною меч своей веры. Если бы я в этом его не приняла, дружеское сближение было бы невозможным.
О Церкви, о христианстве он никогда не говорил мимоходом, а говорил лишь в полную силу, взволнованно н всё с той же ясностью, как будто он передавал то, что внушено ему было безусловным внутренним знанием.
Он с точностью знал не только Св. Писание, но творения всех наиболее сильных духовных писателей. Он помнил во всех подробностях историю Церкви, которая не сливалась для него в общие представления, а жила в нём яркими отчётливыми образами. Его творческое воображе¬ние и ясная память составляли, из записей и свидетельств разномыслящих современников –  горящую всеми подробностями живую картину исторического события.
Так, инквизиция не была для него одним слитным событием, а являлась цепью ясно различимых отдельных личностей, развитием индивидуальных деятельностей не¬равного значения и силы, долгой жизнью по-разному расцветающих идей.
Так, церковные соборы помнились ему не только сво¬ими постановлениями, а живым составом сталкивающих ся духовных влияний.
Ясная память о прошлом в соединении с твёрдым восприятием настоящего, которое отличало Н.В.Недоброво, придавали особую силу его решительному слову, часто заставлявшему умолкнуть спорщиков и ощутить почти мистическую тишину», etc.  
 
[впервые: Русская Мысль. 1923. NN. 6-8].
 
По счастью, оригинальное творчество Николая Владимировича уцелело (Н. В. Недоброво Милый голос. Томск, 2001.Сост. Михаил Кралин), и мы можем еще точнее судить о том, что именно было основным звеном цепи идей его неповторимого и исключительного духовного существа.
 
§ 3. Эпические стихотворения.
 
Грозной весною 1905 г. Николай Владимирович написал следующее стихотворение:
 
Какие красивые, важные лица  
собраны здесь из зал и подвалов!  
Передо мной идет вереница  
государей, князей, генералов.  
Они несли высокое бремя  
в изяществе умном и строгом  
и в наше тревожное время
заставляют подумать о многом…
 
 
 Еще ярче общественные взгляды Николая Владимировича выразились в следующем стихотворении (на горацианский размер):
 
Дикий приговор над судьбой боярства,  
Нас лишивший всех вотчин и поместий  
И отдавший их и руки разночинцев –
Табель о рангах.
 
Для чего, о Петр, в непонятной злобе  
Путь открыв к гербам разным проходимцам,  
Ты нанес удар, вряд ли исправимый,
Славе боярства?
 
Если меж дворян видим мы мерзавцев,  
Если не они лучшие из граждан,  
Если это так, то тому виною
Табель о рангах!
 
 О главном эпическом творении Н.В. – трагедии «Юдифь» - полное представление дает ее начало:
 
ЮДИФЬ.  
 
Чертог Навуходоносора. Слуги царя простерты.
 
НАВУХОДОНОСОР:
Царь мидян Арфаксад смирил толпу народов
и тьмы рабов пригнал добычею походов. (…).
Гордился множеством людей и колесниц –  
и так, что я решил его повергнуть ниц. (…)
Моей судьбой клянусь, неумолимой мести
теперь покорностью не отвратить. На месте
цветуших городов нагих пустынь хочу,
людей хочу предать ярму, цепям, мечу!
     etc.
 
§ 4. Некоторые лирические мотивы.
 
БАБОЧКИ НАД ГPАНИТOM
 
В синеве речной и небесной дали  
мост выгибался, бледно-зеленый
и над рекой, гранитом окаймленной,
две белых бабочки весело порхали.
Как странно было видеть их то над волнами,  
то над старым гранитом и над баржей с дровами•
 
 * * *  
 
Разрушив себя, я познал человека,
познал его цельность и дивную прелесть...  
Taк верьте ж мне, люди, - я право доверья  
купил бесконечным ужасным страданьем...
Taк верьте ж мне, люди, - и ты прежде всех!
Поверь, дорогая, что сладость познанья  
горька перед сладостью жизни наивной...
Поверь... Не губя своей жизни пpoвepкoй...
 
* * *  
 
ГЕРЦОГСКИЙ СОНЕТ
 
Я, грозный герцог, всем – и сюзерену – страшен,
но страсть к его жене смирить я не могу. (...)
И этот замок мой средь шумной смены брашен
со всем, что будет в нем... да, я его сожгу!
Да, я сожгу покров Святой Пречистой Девы,
сожгу живых гостей, богатство и рабов,
чтоб мне спасителем коснуться королевы,
чтоб высказать ей всё, на что душой готов...
 
§ 5. «Основное звено».
 
Исчерпывающим вступлением к дальнейшему может быть следующее стихотворение Н.В.:
 
Кaк не чужда прогнившему болоту  
растущая на кочке незабудка,
так я не чужд дремотному оплоту
земных страстей, безумства и рассудка.
И как в цветке чуть cлышный тoнкий запах  
из грязи создан cилой сочетанья.
так дух и зверь, его сдавивший в лaпaх,
различны только формою созданья.
Я впитываю сок гнилого ила,
и он, пройдя сквозь душу и сознанье,
струится в мир, как сладостная сила,
как облачных цветов благоуханье.
 
Ниже как раз и следуют примеры вышеназванного тонкого запаха, созданного Н.В. силой сочетаний и далее струящегося в мир уже в переработанном виде сладостной силы:
 
 
K КОРСЕТУ
 
Когда ты Дину облекаешь,  
Мертвящий прелести коpсет,
Во мне ты злобу возбуждаешь,  
B тебе красы ни капли нет.  
Свободу ты уничтожаешь  
И принуждённостью своейi
Фигуры прелесть нарушаешь,  
Безжизненность давая eй.  
Во мне ты зависть поселяешь,  
Kогда себе представлю я,  
Как близко, тесно прилегаешь  
Ты к тайным прелестям ея.  
Ты их вмещаешь, обнимаешь,  
Ты страстным жаром их согрет.  
Ты запах их в себя впиваешь...
3а это я б отдал весь свет.
 
* * *
 
Иногда я люблю и невинность,  
хоть и чаще мешает она,  
хоть и чаще ее благочинность
только глупою скукой полна.
Но лишь в ней нахожу я причину,  
что, нисколько меня не стыдясь,  
груди выпятив, выгнувши спину,  
в гамаке ты лежишь, развалясь.
Без корсета ты... Тонкое платье  
западает меж юных грудей,  
полных ног юбку смявшее сжатье  
намекает на путь для страстей...
Ты сейчас раскачалась высоко –
раздуваются юбки твои.  
Но тебе всё равно, что глубоко  
в них копаются взгляды мои.
 
* * *  
 
<СОНЕТ>
 
Странно. Сижу я с девушкой чистой, здоровой.
Она вся смеется, и смех блестит даже в волосах золотистых,
скромно, небрежно причесанных, и на руках, полных, чистых...  
А во мне сквозь разговор, то веселый, то суровый,
 
начинает шевелиться похоть, и хочется, поднявшись,  
взять ее за руки выше локтя... Она покраснеет, смутится...  
Еще приблизиться и попробовать, обнявшись,  
с грудями ее повозиться... Она вспыхнет, попробует освободиться...  
 
Ее удивленью не будет границы, когда я ногами буду к нeй жаться.  
Она расплачется... Чтобы вполне наслаждаться,  
это и нужно... А что, если и в нeй так же просто явится  
 
желанье, и мы с ней ляжем…Хорошо! Приятна  
и женщина уже жившая, испытавшая много,  
приятна и девочка незрелая, еще тесная, еще узкая...
 
* * *  
 
 (…)Я тебя, теплую, плотно сжимал,
ты как змея извивалась.
Я от блаженства почти что страдал,
нервы, душа разрывалась…
Где же теперь твоя знойная грудь,  
где твои губы и очи? (…)
 
* * *
 
(…) Твой томный взгляд блестит неясно,
и грудь вздымается волной.
И я к тебе лечу, лечу,
играя грезой неземною.
В моих мечтах ты предо мною  
как я хочу, в чём я хочу!
 
* * *  
 
Я ласкаю тебя сладострастно,  
восхищен твоим телом, дитя.
На меня же ты смотришь бесстрастно,
уязвленная лишь не шутя. (…)
Но не клонится томно головка,
ты колен не сжимаешь своих,
нет, тебе, вижу я, лишь неловко
в непонятных объятьях моих.
И желанья, без встречи радушной,  
гаснут, с дряблым осадком в груди.
Я пускаю тебя равнодушно,
мне уж скучно с тобою, уйди…
 
 
* * *
 
Когда ты, голая, лежишь передо мной,
выпячивая грудь высокою волной,
и мягкие холмы на ней слегка трепещут
и, как атлас светясь, и ластятся, и блещут,
я сладостно томлюсь... Но взгляд мой и мой нос
всё ж любят более те рощицы волос,
которые растут под мышками, потея;
и рощу между ног, где, нежностью лелея,
любовь собрала все, все прелести свои...
Как я люблю лицом скользнуть с твоей груди,
дыша прерывисто, блаженно-опьяненно,
вниз и прильнуть меж ног дрожаще-утомленно
на мягких волосах, пахучих волосах.
Их запах остр и свеж, как в хвоистых лесах,
н как смешно лицо щекочется у носа...
всей грудью дышится, как будто бы с откоса
летишь куда-то вниз... спирается в груди
и уж предчувствуешь, что скоро впереди
в нас чувственность опять начнет вновь щекотаться
н похоть станет вновь с дрожаньем подниматься.
что лягу на тебя и что меж наших ног
блаженства спазмами нисстанет рыжий бог,
бог, в волосах твоих устроивший обитель.
бог — милой похоти приятный возбудитель.
 
* * *  
 
 
К ДИНЕ
 
Ты не позволишь, чтоб мужчина,
хотя б и был тобой любим,
касался до тебя? Но, Дина,
клянусь желанием моим  
тобою обладать, не знаю,
что делать будете вы с ним? (…)
И страсть кипит в твоей крови,
и грудь желания колышат;
призыв мой благосклонно слышат
нагие прелести твои.
И ты не жаждешь поцедуя?  
Объятий не желаешь ты?
И жить ты можешь, не тоскуя,
без их приятной теплоты?
К себе на сладостное ложе
ты не допустишь никого?
О, о, с какою глупой рожей
я вижу мужа твоего!
Как поступить ему прикажешь?
Бедняга!... Для его страстей
какой исход ему укажешь?
Ах, объясни мне поскорей.
 
* * *
 
Теперь, наконец, мы можем вполне оценить всю меткость наблюдения Ю. Слонимской-Сазоновой о том, ято «у Н.В.Недоброво не было независимых ощущений, - каждое из них было вцеплено во всю его духовную систему, являлось неотделимой ее частью. Точно в цепь, одно звено которой неизбежно исходит из другого, вкованы были малейшие проявления его души, и, зная звенья этой цепи, легко было соединить с нею каждую его мысль, каждое его чувство».
 
Действительно.
 
«Немногие знали всю цепь идей Николая Владимировича».  
 
И этому верится без труда.
 
§ 6. «В живого человека членом тыкать?»  
 
Из выше- и ниже- идущих текстов видно, что в страсти лирический герой Н.В. вел себя прямым джентльменом, заботясь не только о себе, но и о своей обжедамур. В одном случае, однако, порыв, овладевший им относительно некоей безымянной для нас дамы, был совершенно чужд подобной заботе, представляя собой лишь вспышку грубо-эгоистической страсти. Н.В. подверг этот случай самому беспощадному самонализу в следующем стихотворении (по образной системе и пафосу перекликающемся с вышеприведенной конечной репликой соответствующего анекдота):  
 
Почему, увидавши тебя,
я бесстыдно тебя пожелал...
Просто, грубо и ясно, как зверь,  
как кобылу в степном табуне  
жеребец застоялый желает...  
Он вскочил на нее... Для него  
безразлична она, но в нeй есть
то, что нужно ему, чтоб унять  
разошедшейся похоти зуд...
Сам не знает он что... Что-то узкое, чтоб  
там тереть напряжённо свой член,  
и он двигает задом, пока не попал...  
Так и мне захотелось напасть на тебя
и задрать тебе юбки, совсем не смотря,  
и искать, тде бы мочь потереть  
вплоть до боли напрягшийся член.  
И искать прямо им, прямо им попадать  
и забыть, что ты также живой человек,  
и искать только щели меж ног...
и рычать, и стонать, мять и тискать тебя…
И.с желаньем таким всё, что было кругом,  
мне казалось нелепым и странным...  
Для чего ты одна? зачем говоришь?  
Почему не подмять мне тебя под себя?  
Что мешает? Ничто! Ты слабее меня..
Да, подмять и тереться быстрее, быстрей
и грубей, не смотря никуда...
А других я целую в священную щель,  
и вдыхаю ее аромат и ценю
чуть заметное сжатие ног подо мнoй.
 
 
§ 7. Постоянство.
 
Моменты, отраженные в вышеприведенных §§ 5-6, требовали от Николая Владимировича некоторой специальной увязки с принципом неизменной любви лишь к одной Даме Сердца, провозглашаемым им независимо. Обсуждаемая увязка была осуществлена им в следующем стихотворении:
 
 
ПОСТОЯНСТВО
 
Когда я говорю, что в жизни одного б
хотелось бы достичь - тебя, о дорогая, -
других девиц и дам лукаво вспоминая,  
ты улыбаешься и клонишь белый лоб.
 
Но странник вдаль идет от северного края.
подвинут ревностью узреть Господень Гроб
и, сбросив чешую людских страстей и злоб,
молиться там и ждать, как у преддверья Рая.
 
И Гроб - вся цель его в пустыне бытия;
но этот свет далек -- и кто ему укоры  
дерзнет послать за то, что он во все соборы,
 
в часовни на пути заходит? Скорбь тая,
в неполной святости он ищет лишь опоры
стремленья к истинно святому. Так и я.
 
* * *
 
Обратим внимание на христианскую символику этого стихотворения (о твердом христианском духе жизни и творчества Н. В. в целом см. тексты А. А. Ахматовой и Ю. Слонимской-Сазоновой), ибо дамы и девицы, с которыми на время связывает свою судьбу герой, представлены тут как часовни и соборы, в которые он заходит по дороге к своей Истинной Возлюбленной; уподобление последней Гробу Господню является, безусловно, кульминацией этого образного ряда.  
 
§ 8. Общая поэтическая генеалогия.
 
Один я Пушкина читаю,  
пленившись чудной простотой
и величавой красотой
его творений, и черпаю
в нем легких вдохновений рой.
 
***
 
...Основным звеном, смыкавшим цепь идей Николая Владимировича, было понятие России …Он считал Россию вместилищем Духа... «Я принадлежу к святой Равноапостольной Церкви христианской» - и глаза его расширились и посинели…  
 
И прослезился.
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Zamkompomorde
Administrator
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 2640
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #1 В: 01/23/09 в 19:27:58 »
Цитировать » Править

А вот если бы у него был талант, как у Блока, его бы теперь в школе проходили...
Зарегистрирован
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #2 В: 01/23/09 в 22:39:52 »
Цитировать » Править

Smiley Ну не шмогла она, не шмогла. Кстати, сама хорошо знала, что не могла - хотя все эти тексты хранил он любовно, снабжая их датами с точностью до дня и месяца - иногда разом указывал день начала создания текста и окончания его (иногда разрыв составлял полгода), но в обществе не распространял.
 
Если бы у него был талант, то было бы хоть что в школе проходить и вне школы читать....  А так только в паноптикум.
 
Еще он на коньках очень хорошо катался.  
 
Вот, кстати, целиком опубликованное его современным биографом Орловой письмо Недоброво Скалдину от 14 апреля 1917 в СПБ из Сочи - о февральской революции (жирный шрифт мой):
 
 
“Дорогой Алексей Димитриевич!
 
Получив Ваше последнее письмо, я чувствую потребность как можно скорее написать Вам. Я очень жалею, что я не в СПБ., по многим причинам, но сейчас важно сказать, что моя отдаленность лишает меня уверенности в том понимании событий, которое у меня складывается. С этою, значит, оговоркой, я свидетельствую, что совсем не придаю им той важности, как Вы. Ничего по содержанию нового эти события не принесли, и никакой новой народостроительной системы никто не проектирует: проводятся в жизнь принципы явно устарелые и до конца изжитые там, где они в свое время кстати были провозглашены. Существенно только одно: вопрос о развенчании России. Россия могла бы (да еще и может быть) мировой венценосной Империей и при республиканском образе правления, но, к сожалению, столь поспешное провозглашение польской независимости (вооружение смертельного врага — от этого взгляда на Польшу меня отучить нельзя) и многое другое, в том числе и топтание на месте по вопросу о земельных приобретениях, все это показывает лишь, что у нашей интеллигенции, ныне властвующей, есть только одно настолько живое чувство, чтобы оно оказалось способным оставить след на будущем мира — именно деятельная ненависть к России, что я знал и всегда. Все же остальное — религиозно бессодержательно, хоть и очень отрадно с политическо-социальной точки зрения. При таких мыслях я, Вы понимаете, просто не вижу оснований для постановки эсхатологических вопросов. Может статься, когда соберется Учредительное Собрание (если оно соберется — при оттяжке может само собой, после разных бунтов, установиться какой-нибудь половинчатый строй), в нем объявится новая душа, еще нами не виданная. Та же душа, что у власти теперь, слишком родна свергнутой и такая же неплодная. Ни на что, кроме подражания готовым моделям, кажется, никто и не покушается.
 
Вяч[еслав] Ив[анович] (Иванов) совсем других мыслей — он полон самого широкого оптимизма и фаталистически приветствует всякое свершение, так как, по его вере, все, что теперь происходит, есть дело Архангела, представляющего собою Соборную Душу России, которая, по природе, праведна и, следовательно, хотя и имеет свободу совершить грех, но не может этого пожелать. В. И. кажется, что выдвигаемый ныне лозунг “земли” выдвинут чудесно, и он видит в нем как бы выражение стремления, ныне охватившего Россию, к особливому почитанию Образа Богородицы — Матери Земли. Это, мне кажется, кратчайшее и существеннейшее изложение его взглядов, выяснившихся из споров, об ожесточенности которых Вы легко сможете судить, лишь сравните наши точки зрения.
 
Он ни в СПБ., ни в Москву пока не собирается.
 
Я все-таки живо интересуюсь искусством: что роман Ваш? что можно сказать о поведении русского искусства в эти дни?
 
Что я Вам в результате подписки на журналы должен?
 
Целую ручки Елизаветы Константиновны. Л. А. (жена Недоброво) обоим Вам очень кланяется.
 
Вам душевно преданный Недоброво."
 
 
Занимательные они были всё-таки.
 
Что касается Юлии Слонимской-Сазоновой, то деталей ее приятельства с Недоброво (и приятельства ее мужа Сазонова с Недоброво)  я не знаю, хотя о ней даже диссертацию написали: Шуклина Елена Владимировна Ю.Л. Сазонова-Слонимская: феномен эмиграции первой волны. Проблемы творческой биографии.  М., 2004
« Изменён в : 01/23/09 в 22:58:47 пользователем: Mogultaj » Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Zamkompomorde
Administrator
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 2640
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #3 В: 01/23/09 в 23:41:27 »
Цитировать » Править

О, еще одна его поэза:
 
"Вернулся. Всё в Неве блестело,
Был ярок чистый небосклон.
Устало тело; тянет в сон.
Устало тело... ноют ноги...
Я лег, бессильно, мглисто рад.
Сменил тревоги сонный лад."
 
Талант, однако.
И еще один "шедевр":
 
"На лыжах пробираясь между елей,
Сегодня зайца я увидел близко.
Где снег волною хрупкой от метелей
Завился, заяц притаился низко.
 
Весь белый; только черными концами
Пряли его внимательные ушки.
Скользнув по мне гранатными глазами,
Хоть я и вовсе замер у опушки,
Он подобрался весь, единым махом
Через сугроб — и словно кто платочек
Кидал, скакал, подбрасываем страхом.
 
Горячей жизни беленький комочек
На холоду! Живая тварь на воле!
Ты жаркою слезой мне в душу пала,
Такую нынче мерзлую, как поле,
Где вьюга от земли весь снег взвевала.
 
А еще он, оказывается, был видный критик. Shocked
Зарегистрирован
Цидас
Живет здесь
*****


Привидение Ципор

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2090
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #4 В: 01/23/09 в 23:54:24 »
Цитировать » Править

Про зайца вполне себе мило.
Зарегистрирован

"Идеальный кот, объясненный словами, не есть идеальный кот"(c) Башня Рован
Nadia Yar
Живет здесь
*****


Catilinarische Existenz

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 4759
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #5 В: 01/25/09 в 04:45:09 »
Цитировать » Править

Фу ты ну ты, прямо "хрестоматия", да ещё и "краткая". Стихи как стихи - есть смешные, есть ничего, а про зайца ваще хорошо. Smiley Терпимей надо быть, нетоварищи вавилоняне, и милосердней к людям. Из вас тоже можно такую подборочку сделать и выставить на всеобщее оборзенье.
Зарегистрирован

Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)

Мой ЖЖ.
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #6 В: 01/25/09 в 08:13:12 »
Цитировать » Править

Про зайца хорошо, а вот аналог подборке найти трудно.   Что у вавилонян, что у невавилонян – что у ближайших братьев Недоброво по духу ничего такого нет. И речь тут не о содержании, а о стиле.
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Nadia Yar
Живет здесь
*****


Catilinarische Existenz

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 4759
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #7 В: 01/25/09 в 13:38:17 »
Цитировать » Править

Нешто он это публиковал и требовал от мира признания его гением? Smiley
Зарегистрирован

Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)

Мой ЖЖ.
Nadia Yar
Живет здесь
*****


Catilinarische Existenz

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 4759
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #8 В: 01/25/09 в 22:29:42 »
Цитировать » Править

Нет. И ответа нет, с чего бы это? Но согласно всё тому же Могултаю, Недоброво эти стихи не публиковал, показывал только тем, кому доверял - кстати, мы в круг этих лиц не входим, и я не вижу, зачем кому-то надо было тащить эти стихи на свет Божий - и гением себя не считал, иначе не преминул бы метнуть весь этот жемчуг пред копыта мира. Проставленные даты создания стихов видятся мне, в свете вышеизложенного, не как абсурдная претензия на гениальность, а как часть личного стихотворного "дневника": "Тогда-то и тогда-то я написал вот это, оно плохое и пошлое, ну да для себя и своих пусть будет как свидетельство какого-то момента в моей жизни".  
 
При других обстоятельствах - то есть если бы Недоброво не был безоговорочным русским патриотом и христианином - можно было бы задать вопрос, с чего это Могултай вдруг решил, будто эротические похождения и есть основное звено в цепи идей Недоброво. Со стороны совершенно очевидно, что эти похождения, как и написанные о них стихи - всего лишь sideline его жизни, нечто отнюдь не первостепенное, а, наоборот, третьестепенное и в полном объёме "идущее в стол". Но поскольку объект обсуждения христианином и русским патриотом является, такой вопрос излишен, как и вопрос о том, почему это Недоброво безо всяких на то оснований превратился у Могултая в "редкостно низкокачественное существо", для описания которого "в литературном языке и слов адекватных нету, все на слэнге". Я не понимаю, как можно утверждать некую низкокачественность человека за то, что тот писал в стол плохие стихи, знал, что они плохи, и почти никому их не показывал. Тем более что он и очень даже неплохие стихи писал, и Могултай об этом прекрасно знает, но почему-то "забыл" включить их в пасквиль "хрестоматию". Ничего, я её пополню - той самой статьёй, из которой Могултай взял свои цитаты:
 
"Николай Недоброво: судьба и поэзия".
Зарегистрирован

Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)

Мой ЖЖ.
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #9 В: 01/26/09 в 02:28:20 »
Цитировать » Править

Никакого поэтического дневника он не вел. Тексты эти считал вполне поэтическими, и действительно, его неинтимные тексты сплошь и рядом ничем не лучше. Юдифь, вершинное творение, особенно.  
См.  
http://wyradhe.livejournal.com/25550.html?thread=75214#t75214
 
Редкостно низкокачественное существо он вовсе не по своим стихам на эротические темы, а по уморительному сочетанию их с напыщенной глупостью, инвективами в адрес Табели о рангах, лишившей бояр их вотчин и поместий (это надо оценить, учитывая, что в действительности Петр ввел по части вотчин и поместий! Это Недоброво жалуется не на то, что у "них" = бояр что-то отобрали, а на то, что кому-то _что-то аналогичное дали! Ему не то плохо, что его предки что-то потеряли - они не теряли, - а то, что кто-то еще мог что-то аналогичное приобрести!), манией величия на тему о том, как он прошел за все мыслимые черты - "разрушив себя, я познал человека", господи..., - и с его замечательным видом "патриотизма" и христианства. Господин, который громогласно рыкает, что он  сын Равноапостольной Христианской, а параллельно свои греховные, тэ-сэзэть, связи оправдывает тем, что это он подобно тому _как христианский паломник к Гробу Господню движется, заходя во все церкви_, так и он на пути к своей Единственной любви тоже в кого попало заходит - это ж и за деньги не укупишь.
 
Ну и потому, что " инквизиция не была для него одним слитным событием, а являлась цепью ясно различимых отдельных личностей, развитием индивидуальных деятельностей не¬равного значения и силы, долгой жизнью по-разному расцветающих идей". Ловко они расцветали.
 
"с чего это Могултай вдруг решил, будто эротические похождения и есть основное звено в цепи идей Недоброво"
 
Да я вовсе и не считаю, что эротические похождения есть основное звено в цепи идей Недоброво. Тем более, что ровным счетом ничего плохого в означенных похождениях как факте нет. Только можно за дам его порадоваться. А вот в стиле, которым он об этих похождениях пишет, убожество и вправду страшное. Есть такое французское выражение в точности про это - "вид, величественный,  comme un chien qui pisse dans un violon". Так вот, в том, что chien pisse, ничего плохого нет, что в violon - ну она не должна иметь понятия о предназначении скрипок, а вот что вид величественный - это и впрямь умора.
 
"Я не понимаю, как можно утверждать некую низкокачественность человека за то, что тот писал в стол плохие стихи, знал, что они плохи, и почти никому их не показывал"
 
Во-первых, его низкокачественность вовсе не этими его стихами определяется. Во-вторых, он как раз не знал, что они плохие. В-третьих, стихи, о которых ты знаешь, что они плохие, ты не хранишь бережно и списывать не даешь. Я бы даже сказал, что ты их и не записываешь.
 
"и я не вижу, зачем кому-то надо было тащить эти стихи на свет Божий"
 
Стандартная практика при нормальной публикации поэтического наследия. И еще раз - содержание, стоящее или могущее стоять за этими стихами,  о Недоброво вообще ничего плохого не говорит. Почему бы их и не публиковать?
« Изменён в : 01/26/09 в 02:29:38 пользователем: Mogultaj » Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #10 В: 01/28/09 в 05:47:00 »
Цитировать » Править

По Табели о Рангах - возражу.  Оный документ и политические и социальные его последствия были предметом сильной нелюбви как у определенной части консерваторов, так и у определенной части либералов.
И за регламентацию всего на свете (см. анекдот ниже), и за то что "чины сделались страстию русского народа", и за изничтожение единственного социально независимого сословия.  Последней позиции придерживался, например, Пушкин.  Причем, Недоброво Александра Сергеевича местами просто пересказывает... (я имею в виду его записки об образовании и о дворянстве).
 
---
"Одна московская дама спросила у английского путешественника, какой чин имеет Питт? Тот никак не умел отвечать ей на это.  
Тогда генеральство ездило цугом, а штаб-офицеры четверней.  
"Ну, сколько лошадей запрягает он в карету?" - спросила она.  
"Обыкновенно ездит парой", - отвечал он.  
"Ну, хороша же великая держава, у которой первый министр только что капитан.""
 
С уважением,
Антрекот
« Изменён в : 01/28/09 в 05:57:51 пользователем: Antrekot » Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Nadia Yar
Живет здесь
*****


Catilinarische Existenz

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 4759
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #11 В: 01/28/09 в 07:28:26 »
Цитировать » Править

on 01/26/09 в 02:28:20, Mogultaj wrote:
Никакого поэтического дневника он не вел.

 
Не в строгом смысле. Smiley
 
Quote:
и действительно, его неинтимные тексты сплошь и рядом ничем не лучше. Юдифь, вершинное творение, особенно

 
Но ведь никто здесь и не говорит, что Недоброво - великий поэт. Зачем доказывать, что он ничтожество. да ещё таким площадным способом? И почему ты решил, что он полагал "Юдифь" своим шедевром?  
 
Про табель о рангах Антрекот уже сказал.
 
Quote:
Редкостно низкокачественное существо он вовсе не по своим стихам на эротические темы, а по уморительному сочетанию их с напыщенной глупостью, инвективами в адрес Табели о рангах, лишившей бояр их вотчин и поместий (...), манией величия на тему о том, как он прошел за все мыслимые черты - "разрушив себя, я познал человека", господи..., - и с его замечательным видом "патриотизма" и христианства.

 
Всего этого никак не достаточно, чтобы объявить его низкокачественным существом, то есть выписать из людей куда-то в область клещей и прочих тких насекомых (это буквальное значение твоей фразы).  
 
Quote:
Господин, который громогласно рыкает, что он  сын Равноапостольной Христианской, а параллельно свои греховные, тэ-сэзэть, связи оправдывает тем, что это он подобно тому _как христианский паломник к Гробу Господню движется, заходя во все церкви_, так и он на пути к своей Единственной любви тоже в кого попало заходит - это ж и за деньги не укупишь.

 
Да это нормальный, стандартный поэтический приём, чего тут укупать. И не такое писывали. Ты ж сам поэт, почему ты этого не понимаешь?
 
Quote:
Ну и потому, что " инквизиция не была для него одним слитным событием, а являлась цепью ясно различимых отдельных личностей, развитием индивидуальных деятельностей не¬равного значения и силы, долгой жизнью по-разному расцветающих идей". Ловко они расцветали.

 
А о какой инквизиции идёт речь? В православии она тоже вроде бы была - затащили всё-таки заразу с цивилизованного Запада - может, речь о ней?
 
Quote:
Да я вовсе и не считаю, что эротические похождения есть основное звено в цепи идей Недоброво.

 
Почему ты тогда обозначил их таким образом? Напоминаю: § 5. «Основное звено». Далее идут эротические стихи. К чему это, куда это годится, что это за уровень и чем он, уровень, выше религиозно-эротических позиций критикуемого объекта, особенно учитывая его, уровня, публичность? По-моему, он ниже.
 
Quote:
А вот в стиле, которым он об этих похождениях пишет, убожество и вправду страшное.

 
Ну, мужчинам оно виднее, но насколько я знакома с их (вашим, мужским) мышлением, у Недоброво всё это ещё в рамках (дескриптивных).
 
Quote:
Во-первых, его низкокачественность вовсе не этими его стихами определяется.

 
А чем же?
 
Quote:
Во-вторых, он как раз не знал, что они плохие. В-третьих, стихи, о которых ты знаешь, что они плохие, ты не хранишь бережно и списывать не даешь. Я бы даже сказал, что ты их и не записываешь.

 
Ну почему. Некоторые шЫдевры так и валяются там, где брошены, и я бы дала их списать, если бы кто попросил. У Недоброво, видимо, просили.  
 
Quote:
Стандартная практика при нормальной публикации поэтического наследия. И еще раз - содержание, стоящее или могущее стоять за этими стихами,  о Недоброво вообще ничего плохого не говорит.
 
 
Ничего не понимаю. За что ты тогда оскорбил и оскорбляешь его? Что он тебе сделал?
Зарегистрирован

Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)

Мой ЖЖ.
Бенни
Administrator
*****


б. Бенедикт

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2542
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #12 В: 01/31/09 в 23:13:07 »
Цитировать » Править

"Равноапостольная Церковь" - на мой взгляд, странное словосочетание. Обычно равноапостольными называют святых, канонизированных за особые заслуги в деле распространения христианства, а Церковь - Апостольской.  Но дело даже не в этом, а в том, что возникает вопрос: зачем подчеркивать принадлежность к этой церкви, если имелась в виду Православная Церковь, членами которой тогда хотя бы формально были почти все русские? По приведенным цитатам у меня сложилось впечатление, что Недоброво был филокатоликом вроде Чаадаева или Соловьева (тогда их идеи как раз пользовались успехом в литературных кругах), только, мягко говоря, намного менее либеральным и соответственно имел в виду под "Равноапостольной Церковью" некое мистическое единство православия и католицизма. Эти взгляды вполне могли сочетаться с верой в особую всемирно-историческую миссию России, как и у самого Соловьева.
« Изменён в : 02/01/09 в 01:28:58 пользователем: Бенни » Зарегистрирован
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #13 В: 02/01/09 в 01:51:05 »
Цитировать » Править

2 Антрекот
 
Quote:
И за регламентацию всего на свете (см. анекдот ниже), и за то что "чины сделались страстию русского народа",

 
Так дело ведь не в этом. "Табель  о рангах" можно много за что обвинять, хотя с моей точки зрения и не за что (см. ниже), но Недоброво-то ненавидит ее вовсе не за регламентацию, а из боярской спеси -  за то, что она давала возможность простолюдинам  подняться наверх, выбиться из своего положения и сравняться им с дворянами, а вместе с ними и с боярами. Недоброво ненавидит "Табель" за то, что та резко расширила  вертикальную ротацию. Но за это ей можно только поклониться.
 
Касательно регламентации. Сама "Табель" не регламентировала всё и вся - политика Петра стремилась к такой регламентации, но не "Табель". Ведь основные права привязывались к сословию, а не к чину.  А то, что сословие можно было сменить путем повышения в чине - это как раз большое достоинство "Табели".
 
Табель не была и "изничтожением единственного социально независимого сословия".  Социальная независимость до того могла заключаться только в том, что человек не нес (или мог не нести, если хотел) тягла  и службы, если ему не было на это персонального приказа. Это не относится к боярам - "боярин" - это именно чин, и иметь его мог только человек на госслужбе соответствующего ранга. Боярин, удаленный в опалу, не лишался этого чина, точно так же как фельдмаршал в отставке УЖЕ не служил, но оставался фельдмаршалом. Но если бы сын боярина вообще не пошел на службу, то он и не имел чина боярина. Таким образом, социально независимого сословия бояр не было.  Могли быть социально автономные группы, автономия которых выражалась в том, что их члены не несли тягла и (если им не поступало персональных приказов) могли не идти на службу, если не хотели на нее идти. Я не знаю, имел ли сын вотчинника/боярина права НЕ идти на службу, а просто жить от своей вотчины;  и имел ли право сын дворянина не идти на службу (и жить, скажем, свободным ремеслом, не облагаемым тяглом, - поместья бы ему не полагалось без службы); но если у них не было  таких прав, то социально независимым сословием они и не были, а если было у сына боярина такое право, то социально независимым сословием были не бояре, а вотчинники.  
 
Но Табель о рангах в любом случае ни на чью социальную независимость не посягала - это делал  закон ооб обязательности службы, а не иерархия чинов для тех, кто на нее уже поступил (=Табель).
 
Правда то, что чины стали страстью людей. Но в упрек ли это Табели? Ведь они стали страстью людей только потому, что давали возможность вертикальной ротации, то есть именно в силу  положительных сторон Табели и чинов.
До этого страстью для служилых были должности и места (=почетный ранг). А для людей низших сословий они страстью не были только потому, что были для них почти заведомо недоступны. А с Табелью для многих людей низших сословий должности и даже повышение сословия стали доступны через чины - в этом было только хорошее, и оттого-то к ним и стали пылать страстью внизу. Боярство же ползало за должностями не больше и не меньше, чем дворяне 1800 г. -  за чинами.
 
Недоброво действительно созвучен Пушкину в его текстах об образовании и дворянах, но  ведь это совершенно неадекватные истории тексты.
 
Анекдот про Питта великолепен. Но ведь он основан на том, что дама не представляет себе возможности ВЫСОКОЙ ДОЛЖНОСТИ без ЧИНА, то есть БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ОТ ЧИНА К ЧИНУ. У нее в голове не укладывается, как это просто частное лицо может без этого стажа стать премьером!
Так и республиканские римляне (в отличие от республиканских греков) этого себе не представляли. У них тоже нельзя было стать консулом с улицы, не имея предыдущих стадий службы на более низких ступеньках курсуса хонорум. А у греков - можно было.  
Легко можно представить себе такой диалог между римлянином 3 века и его современником, сделавшим путешествие во времени в Англию и обратно:
 
 
"Один квирит спросил у этого путешественника, какой курсус хонорум успел пройти Питт, прежде чем стал единственным консулом  Британии? Тот никак не умел ответить ему. Курсус хонорум начинался обычно со службы эквитом в армии (несколько лет) или службы военным трибуном.
"Ну, служил ли он хоть в кавалерии?" - спросил квирит.  
"Не служил еще", - отвечал путешественник.  
"А командовал ли он уже полком?"
"Не было и того"
"Ну, хороша же великая держава, у которой консул не побывал даже эквитом или военным трибуном!"
 
Это же не значит, что римляне 3 века до н.э.  были зарегламентированы курсусом хонорум.
 
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Н. В. Недоброво. Краткая хрестоматия
« Ответить #14 В: 02/01/09 в 02:19:17 »
Цитировать » Править

" Quote:
Но ведь никто здесь и не говорит, что Недоброво - великий поэт. Зачем доказывать, что он ничтожество. да ещё таким площадным способом? И почему ты решил, что он полагал "Юдифь" своим шедевром?  
 

 
 
Это-то известно от него же.   И низкокачествен он вовсе не потому, что писал _плохие_ стихи - это не грех. А потому (в частности), чем именно они плохи и почему он этого не замечал. Половина, кстати, стихов "еротицких" предназначалась им для посмертной публикации, он их передал своему корреспонденту Белецкому, который собирался хранить издавать его поэтическое наследие.
 
Про табель о рангах см. выше - хороша она или плоха, но он-то не любил ее ровно за то, что она простолюдинам позволяла выбиться наверх.  
 
 
Quote:
Всего этого никак не достаточно, чтобы объявить его низкокачественным существом, то есть выписать из людей куда-то в область клещей и прочих тких насекомых (это буквальное значение твоей фразы).  

 
?? Клещ - не низкокачественное существо. Низкокачественное существо - это низкокачественный по сравнению с другими клещами клещ, если речь идет о клеще, и низкокачественный сравнительно с должным человек, если речь идет о человеке. Человек низких качеств.
 
Quote:
Да это нормальный, стандартный поэтический приём, чего тут укупать. И не такое писывали. Ты ж сам поэт, почему ты этого не понимаешь?  

 
 
Честно говоря, такого никто (или, академической точности ради, почти никто) не писал вовсе. Именно потому, что понимали, что тут уж одно из двух. Можно не быть благочестивым и одерживать победы за победами в любви,  можно быть благочестивым и от них отказаться, можно быть благочестивым, одерживать победы за победами и в этом каяться, но нельзя  быть благочестивым, одерживать победы за победами и это оправдывать в рамках благочестия уподоблением христианскому паломничеству! В порядке ерничества над христианством такое уподобление возможно, но вот в рамках благочестия - никак; и примеров тому нет.
Quote:

Quote:Ну и потому, что " инквизиция не была для него одним слитным событием, а являлась цепью ясно различимых отдельных личностей, развитием индивидуальных деятельностей не¬равного значения и силы, долгой жизнью по-разному расцветающих идей". Ловко они расцветали.  
 
А о какой инквизиции идёт речь? В православии она тоже вроде бы была - затащили всё-таки заразу с цивилизованного Запада - может, речь о ней?  

 
Инквизиции в православи и не было - репрессии за ересь были, но специальной службы по части распознавания ересей не было и они так не назывались. Это может  иметься в виду только классическая инквизиция.
 
Quote:
Почему ты тогда обозначил их таким образом? Напоминаю: § 5. «Основное звено». Далее идут эротические стихи.

 
Там же не тема - основное звено! Там подход к этой теме и способ ее подачи (и сопряжение ее с прочим у Недоброво) обличает основное звено!  В этих стихах тема ничего не значит сама по себе.  
 
Quote:
"Ну, мужчинам оно виднее, но насколько я знакома с их (вашим, мужским) мышлением, у Недоброво всё это ещё в рамках (дескриптивных)"

 
Стиль. Не описываемое поведение, а представление о том, как его адекватно описывать и чего стоит это описание.  
Приведу пример. Вот в пародийных "Стихах Марии Басовой"  есть тексты о битве с белыми и о Ленине:
 
 
Ленин герой наш пролетарский,
Поставим статуй твой на площаде.
Ты низвергнул дворец тот царский
И стал ногою на труде…
 
 
Как казаки наступали,
Царской свиты палачи,
Мы встренули их пулями,
Красноармейцы молодцы…
 
 
Мария Басова ими гордилась. Она малограмотная девушка из народа, ей простительно.
 
Но теперь представим себе, что те же стихи написал Николай Пунин. Или Борис Пастернак. Точнее, люди с образовательным и эстетическим цензом этих двоих.  И написали их _всерьез_, не как пародию, с революционно-большевистским пафосом, считая, что тут все адекватно теме и пафосу выражено. Что будем думать тогда о них?
 
А если они еще параллельно выкатывают глаза и пугают  дам рыком на тему о том, что они всей душой за белоэмигрантов, Веру, Царя и Отечество, и как их ужасает, что Россия останется Совдепией? И одновременно всерьез пишут "Ленин, герой наш пролетарский"? Оно же сочетается с антибольшевизмом не лучше и не хуже, чем "К корсету" с "Равноапостольной христианской".
 
 
Quote:
Ну почему. Некоторые шЫдевры так и валяются там, где брошены, и я бы дала их списать, если бы кто попросил. У Недоброво, видимо, просили.  

 
Нет. Часть он просто держал годами в своем архиве. Часть - отсылал Белецкому. Тот восторгался всем, что давали, но специально вот этого не просил. Юдифь Недоброво всячески  пытался пристроить на сцену. "Герцогский сонет" напечатал в "Русской мысли", а ведь он гораздо глупее "эротических" текстов.
Михаил Кралин еще полагает (гипотетически), что один из последних текстов (в подборке выше его нет - я вовсе не все такие шедевры вытащил сюда) Недоброво читал Ахматовой, и та в 1913-м как-то отразила какие-то влияния этого текста в своем. Вот в этом сильно сомневаюсь.
 
Quote:
Quote:Стандартная практика при нормальной публикации поэтического наследия. И еще раз - содержание, стоящее или могущее стоять за этими стихами,  о Недоброво вообще ничего плохого не говорит.  
 
Ничего не понимаю. За что ты тогда оскорбил и оскорбляешь его? Что он тебе сделал?  

 
Ну уж не за то, что он при faire l'amour заботится  не только о себе, но и о своих дамах, и отмечает с некоторым _недоумением_,   что вот к такой-то был у него порыв, НЕ сопряженный с такой заботой, а противоположный ей! Изображенные в этих текстах факты (неважно, бывшие реально или нет) ни малейших претензий не вызывают. Претензии вызывают отношение самого Н. к миру и к себе (выражающееся в стиле, которым он пишет об этих фактах)  и сопряжение самих этих фактов и его отношения к ним и с его декларациями о разных прочих вещах. См. выше примеры со стихами Марии Басовой.
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.