Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
11/14/18 в 18:33:57

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова. »


   Удел Могултая
   Вавилонская Башня
   Вавилонская библиотека
   Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.  (Прочитано 5523 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« В: 02/01/09 в 01:12:09 »
Цитировать » Править

Черная Магия и ее Разоблачение,
или  
Как Тамара Катаева Владимира Шилейко в сумасшедший дом посадила.
 
I. Преамбула. Действующие лица.
 
1. Анна Андреевна Горенко (Ахматова). Известна:  
 замечательными стихами; принципиальным категорическим дистанцированием от большевистских игрищ, свершений и прочих занятий; бессребреничеством, равнодушием к привычным выгодам (деньгам и чинам); помощью пищевыми ресурсами окружающим в тяжелое для них время; почти полным отсутствием добрых чувств; наличем плохо понятого, но твердо принятого – из любви к славе и определенной красоте поз – кодекса чести (с уродливыми зияниями в нем, вызванными тем, что она плохо понимала, для чего он вообще нужен и какова его природа, да и не стремилась понимать – ей это было не нужно); изумительно ложным, бессердечным и неумным романтизмом; отвращением к большинству настоящих человеческих ценностей в реальной жизни; искусным отображением их же в литературе (не без сбоев, связанных с тем, что на деле она их не ощущала, а лишь принимала соответствующие позы в собственном воображении, увлеченная славой этих поз и в меру своего ограниченного их понимания); тяжелым тщеславием; соответствующей систематической ложью и позерством; смешными, но злокачественными попытками творить легенды о своих победах и подвигах; систематической клеветой на тех, в ком видела угрозу создаваемым ей легендам или подходящий материал для них; чванным и самодурным (по мелочам) обращением с теми своими доброхотными адъютантами, кто готов был таковое терпеть; нелюдским по омерзительности поведением по отношению к собственному сыну во время его последнего заключения; твердой порядочностью в большинстве дел, помимо вышеперечисленных; уверенностью в том, что она входит в число величайших русских поэтов XX века; уверенностью самих этих поэтов (кроме Цветаевой) в том, что это совершенно не так (как большого поэта ее всерьез никто из них, кроме Цветаевой, не принимал); исключительно высоким качеством стихов – и здесь круг замыкается.
 
 
 2. Тамара Катаева. Известна терпимым и просвещенным христианством, любовью к поэзии, любовью к Цветаевой, но главным образом - ненавистничеством по отношению к Ахматовой (из-за большей части вышеперечисленного), иной раз доходящим до высокого самозабвенного кликушеств. Написала книгу «Анти-Ахматова» (несколько изданий в 2007 – 2008, с предисловием петербургского критика Виктора Топорова), где стремилась как можно ярче изобразить то, чем Ахматова вызывает ее ненависть. Примерно две трети ее утверждений – правда. Книга вызвала множество негодующих отзывов со стороны рыцарей отечественной культуры, как правило, очень пафосных и очень глупых (эта оценка относится не к рыцарям, а к отзывам): пафосных – потому, что по-другому  не умеют, а глупых – потому, что авторы этих отзывов (об умных отзывах я тут не говорю, их очень мало) не знают, что возразить Катаевой по существу. Не знают же они этого потому, что, как уже упоминалось, на две трети инвективы Катаевой отвечают действительности, так что против них можно только глупости и выставить, а на оставшуюся треть инвективы Катаевой не анализируются должным образом по причине того, что ежели уже прибег к пафосным глупостям как главному приему, то дополнительно применять разумный анализ как-то и не к месту.  
 
 Личность Тамары Катаевой для рыцарей культуры загадочна. Она выступала на ТВ как автор «Анти-Ахматовой», но точно ли она написала «Анти-Ахматову»? Ахматовед Михаил Кралин, издавший литературное наследие Недоброво («Я тебя, теплую, плотно сжимал, ты как змея извивалась..»), заявил, что Тамара Катаева есть возлюбленная Виктора Топорова, каковой пытается создать ей славу, рекламируя ее труд; иные властители дум, со своей стороны, утверждают, что Тамары Катаевой нет и вовсе, точнее, что та, кто под этим именем появлялась на ТВ, именуя себя автором «Анти-Ахматовой», может быть и вправду зовется  Тамарой Катаевой, - но по сути является подставным лицом, которое «Анти-Ахматовой» вовсе не писало, - а писал ее будто бы сам Виктор Топоров, выступавшая же по ТВ дама согласилась по его просьбе взять ответственность за этот текст на себя. Истина откроется лишь потомству.  
 Как бы то ни было, едва ли «Анти-Ахматова» нуждалась в рекламе со стороны Топорова – в 2007-2008 году она вышла минимум в 15  тысячах официальных экземпляров; вопрос о не заявленных издательствами допечатках лучше не задавать. Денег автору она много не принесла, кто бы они ни был, но имела шумное и широкое распространение.
 
 3. Наум Лурье (в 1913 крестился в католичество, получил имя Артур Винцент). Известен тем, что в России до сих пор понаслышке известен (среди филологов) как композитор. А также романом с Ахматовой. Учился в консерватории у Глазунова. Биограф стыдливо пишет: «Отношения с Глазуновым складывались у молодого музыканта нелегко. Основные впечатления он черпал из внеконсерваторских источников». Затем известен как восходящая музыкальная звезда в пределах кабаре «Бродячая собака» и кружка кубофутуристов. 22 октября 1917 года совместно с Велимиром Хлебниковым и др. низложил Временное правительство как один из Сопредседателей Земного Шара (см. ниже манифест). В 1918-1921 - Завмузонаркомпросрэсэфэсээр (= заведующий МУЗО Накромпрос, то есть Музыкальным Отделом Народного комиссариата просвещения, РСФСР). «Резкий перелом в жизни композитора наступает в начале 1918 года, когда молодой музыкант назначается заведующим МУЗО - музыкального отдела Наркомпроса, то есть по существу становится заместителем А. Луначарского по всем вопросам музыкальной жизни страны. Произошло это так. В декабре 1917 года Лурье вместе с искусствоведом Н. Пуниным пришел к Луначарскому обсудить с ним возможность постановки в петроградском Эрмитажном театре пьесы Хлебникова «Ошибка смерти». «Луначарский сидел в маленьком кабинете, вспоминает впоследствии Пунин, - ...охотно разговаривал с нами об искусстве... В споре наш небольшой проект постановки в Эрмитажном театре остался далеко позади - встал вопрос об организации нового аппарата управления во всех областях искусства». Видимо, взгляды Лурье на обсуждавшуюся проблему настолько заинтересовали Луначарского, что тот не колеблясь поручил 26-летнему композитору столь ответственное дело». «Сочиняет в эти годы Лурье довольно мало». С 1922 в эмиграции, где как композитор не работает.  
 
    Приложение. Манифест от 22 октября 1917 г.
  «Здесь. Мариинский дворец. Временное правительство. Всем. Всем. Всем. Правительство Земного Шара на заседании своем от 22 октября постановило: 1) Считать Временное правительство временно несуществующим, а главнонасекомствующую А. Ф. Керенскую находящейся под строгим арестом. Как тяжело пожатье каменной десницы! Председатели Земного Шара: Петников, Лурье, Дм. и П. Петровские, статуя командора я - Хлебников»
.
 4. Вольдемар  Казимирович Шилейко. Известен много чем – и действительно того стоил.  
 
 5. Лариса Михайловна Рейснер. Известна в основном как исключительно красивая женщина, о чем фотографии представления практически не дают, вот разве что: http://farc.narod.ru/colombia/img/g_1.jpg
 
 6. Павел Лукницкий, санитары и пр.
 
II. Итак, амбула. Сначала - Черная Магия.
 
 На страницах «Анти-Ахматовой» мы находим следующий рассказ (С. 84 в минском издании 2008 года):
 
 « Quote:
Сама Ахматова лично, хоть и комиссарская жена [комиссарской женой Катаева называет Ахматову потому, что считает комиссаром ее тогдашнего мужа Шилейко, а Шилейко она считает комиссаром  потому, что у того одно время был «мандат, выданный отделом охраны памятников старины, удостоверяющий, что ему и его жене (т.е. Ахматовой) предоставляется право осматривать различные предметы и накладывать на них печати»], не расстреливала несчастных но темницам — не довелось… А понадобилось решить квартирный вопрос, забрать комнату — упекла с помощью нового любовника-комиссара старого мужа-комиссара в психушку. Никакому Агранову не снилось».  

 
В доказательство чего Катаева приводит следующую запись Лукницким  его диалога с Ахматовой:
 
Quote:
«А[ртур] Лурье решил вырвать АА от Шилейко. За Шилейко приехала карета скорой помощи, санитары увезли его в больницу. Я: «А предлог какой-нибудь был?» АА: «Предлог? — у него ишиас был... но его в больнице держали месяц».
Н.Н.ЛУКНИЦКИЙ. Дневники. Кн. 1. Стр. 45.

 
И Катаева продолжает от своего лица: « Quote:
Порыться в архивах Института имени Сербского — может, н найдутся методички по разработкам «юристки» Анны Анд¬реевны Ахматовой [Ахматова одно время училась на юридическом]. Сколько лет верой и правдой служили борьбе с инакомыслием, а рождены – гением Анны Ахматовой. Нашим всем».

 
И потом, на стр. 476:  
Quote:
«С помощью Артура Лурье, любовника-комиссара, отвезла в психушку, а потом произошло то, что кто бы изобразил: Чарли? Зощенко? Достоевский?»

 
И далее Катаева цитирует продолжение той же записи Лукницкого: Quote:
«АА: "Когда В. К. Шилейко выпустили из больницы, он плакался: "Неужели бросишь?.. Я бедный, больной...". Ответила: "Нет, милый Володя, ни за что не брошу: переезжай ко мне". - Володе это очень не понравилось, но переехал. Но тут уж совсем другое дело было: дрова мои, комната моя, все мое... Совсем другое положение. Всю зиму прожил. Унылым, мрачным был... »

 
Действительно, достоевская сцена: посадил Лурье Шилейко в психушку, пока тот там сидел, овладела Ахматова его комнатой, а он теперь просится к ней, предавшей его так страшно, обратно…
 
Итак, Ахматова у нас основатель карательной психиатрии – наскучив Шилейкой и желая сменить его на Лурье, а у Шилейки заодно отобрать комнату, она руками этого самого комиссара Лурье принудительно посадила Шилейку его под предлогом ишиаса в психушку на месяц, за месяц обштопала все свои дела, комнату закрепила за собой, а Шилейке только и оставалось у нее же там искать убежище…Ежели в Институте Сербского поискать, так может и ахматовские курсовые с обоснованием карательной психиатрии там найдутся …  
 
III. …И ее разоблачение.
 
 А теперь внимание: что было на самом деле. То есть что на самом деле было что-то другое – это приходит на ум сразу. Во-первых, не всякий Лурье, даже и в 1920 году, непременно комиссар. Данный Артур Винцент Лурье был никакой не комиссар – до «комиссаров» по музыкальным делам даже большевики не додумались, - а Заведующим Музотделом Наркомпроса. Сокращенно завмузо, с ударением на -о. Во-вторых, хоть называйся он трижды комиссаром, а все-таки музыкальным заведующим как-то не по силе и не по чину сажать принудительно кого-то в психушку. В-третьих, что речь идет о ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ больнице – о том в записи Лукницкого нет ни слова. Это сама Катаева мгновенно озарилась, что больница-то не иначе как психиатрическая.  Но дело в том. что ПОД ПРЕДЛОГОМ ИШИАСА никак нельзя никого принудительно свезти в психиатрическую больницу, и вообще в психушку под этим предлогом никого и никак свезти нельзя, поскольку ишиас - неврит седалищного нерва – к психиатрическим заболеваниям имеет не больше отношения, чем насморк или радикулит. В-четвертых, Шилейко после всей этой истории с Ахматовой жил и трепетно общался много лет – не слишком ли много достоевщинки? Катаева и сама удивляется такой извращенности чувств Шилейки, но удивляться ей надо только самой себе. Потому что на самом деле вот эта запись Лукницкогно в полном виде, и вот еще одна запись того же Лукницкого слов той же Ахматовой о том же эпизоде:
 
Quote:
1. (запись Лукницкого за март 1925)
 
В трамвае, по пути к Ф. Сологубу, встретила П. Е. Щеголева.  
А. Лурье решил вырвать АА от Шилейко... За Шилейко приехала карета скорой помощи, санитары увезли его в больницу...  
Я: "А предлог какой-нибудь был?"  
АА: "Предлог? - у него ишиас был... но его в больнице держали м е с я ц!"  
За этот месяц случилось: Лурье предложил АА перебраться на квартиру к ним, АА переехала, поступила на службу в библиотеку Агрономического института, получила казенную квартиру на Сергиевской 7, и жила там 20-й и 21-й годы (Поправка АА от 29.III.1925).  
АА: "Когда В. К. Шилейко выпустили из больницы, он плакался: "Неужели бросишь?.. Я бедный, больной...". Ответила: "Нет, милый Володя, ни за что не брошу: переезжай ко мне". - Володе это очень не понравилось, но переехал. Но тут уж совсем другое дело было: дрова мои, комната моя, все мое... Совсем другое положение. Всю зиму прожил. Унылым, мрачным был...  
Потом Лурье заставил бросить службу - я в библиотеке служила. Говорил, что если не брошу, - будет приходить на службу и скандалы устраивать... Он не хотел, чтоб я служила, - я больна была... Он ко мне очень хорошо относился... Потом я с ним была... Он хороший, Артур, только бабник страшный... У него был роман с Анной Николаевной (от него я узнала о романе А. Н. с Г. Ивановым)... Потом решил уехать за границу. А я очень спокойно отнеслась к этому. Его пугало мое спокойствие... Когда уехал - стало так легко!.. Я как песня ходила... Писал письма - 14 писем написал, я ни на одно не ответила... Мать его приходила узнавать обо мне - он ей писал. Матери я сказала: "У нас свои счеты"... Она стала говорить: "Да, конечно, я знаю, он эгоист" - и ушла... Потом, через Акцентр узнавал - он служил там... Просил узнать, где, жива ли она...  
А я написала стихотворение "Разлука" и успокоилась"...»

 
Quote:
2. (запись Лукницкого от 17 апреля 1925; Ахматова рассказывает о событиях 1920 года)
 
…Было критическое положение: Шилейко во "Всем<ирной> лит<ературе>" ничего не получал. <...> А.А. вернулась в Шерем<етевский> дом. Снова голод. <...> А.А. пошла с кастрюлькой в училище правоведения, где жил знакомый, у которого можно было сварить суп. Сварила суп, завязала кастрюльку салфеткой и вернулась с ней в Шер<еметевский> д<ом>. Вернулась  - застала у себя Л.[арису] Р.[ейснер] - пышную, откормленную [надо сказать, что Ахматова «терпеть ненавидела» большинство женщин в теле, ибо в ее среде они оказывались физически популярнее ее самой – А.Н.], в шелковых чулках, в пышной шляпе... Л. Р. пришла рассказывать об Николае Степановиче... Л. Р. была поражена увиденным - и этой кастрюлькой супа, и видом АА, и видом квартиры, и Шилейкой, у которого был ишиас и который был в очень скверном состоянии. Ушла. А ночью, приблизительно в половине двенадцатого, пришла снова с корзинкой всяких продуктов... А Шилейко она предложила устроить в больницу, и действительно - за ним приехал автомобиль, санитары, и его поместили в больницу.  
А АА после этого поступила на службу, и опасность умереть с голоду (в буквальном смысле) чуть-чуть отодвинулась».

 
Эта служба – та самая, о которой говорилось в первой записи: «поступила на службу в библиотеку Агрономического института, получила казенную квартиру на Сергиевской»  
 
 
Вторая запись окончательно все выясняет, но все решает и первая – именно тот кусок первой записи, который предпочла вычеркнуть у себя из памяти и заменить ложным воспоминанием Тамара Катаева. Тот кусок, где сказано прямым текстом, КУДА, В КАКУЮ КОМНАТУ ушла Ахматова, пока Шилейко был в больнице. Это была вовсе не та комната, где они жили раньше. ОНА СНАЧАЛА ПЕРЕЕХАЛА К ЛУРЬЕ, КОТОРЫЙ ЕЕ К СЕБЕ И ЗВАЛ С САМОГО НАЧАЛА, А ПОТОМ ПОЛУЧИЛА КАЗЕННУЮ КВАРТИРУ. И туда-то к ней и пристал Шилейко.
 
Итак, Ахматовой не было никакой нужды устранять Шилейку со своего пути. Ей не нужна была его комната, она хотела уйти из этой комнаты к Лурье. Но чтобы уйти к Лурье и жить у него, а потом поступить на службу и получить собственную квартиру,  совершенно не нужно было устранять в больницу Шилейку – как он мог этому помешать? Ногами бы затопал?
 
Более того, Лурье и вовсе не имел никакого отношения к помещению Шилейки в эту больницу. Дело, как совершенно четко выясняется из этих записей, было так:
 
В некоторое время 1920 Ахматова жила с Шилейко, страдающим от ишиаса и безденежья, а Лурье звал ее к себе и жаждал «вырвать» ее от гиблого Шилейки. Тут зашла к Ахматовой и Шилейке Лариса Рейснер, поразилась Шилейкиному бедственному состоянию и ВЫХЛОПОТАЛА для него место в больнице (естественно, не психиатрической); поехал он туда, естественно, добровольно, причем за ним аж санитаров на автомобиле прислали – и понятно, почему: при ишиасе не походишь ножками. Пока он в той больнице лежал, Ахматова ушла к Лурье, а там и вовсе устроилась сама на отдельной квартире, а когда Шилейко вышел из больницы, приняла его к себе, не порывая связи с Лурье.
 
Эту историю весной 1925 в разговорах с Лукницким  Ахматова припоминала дважды. Но только в первый раз Лукницкий ее не понял поначалу. Она сказала, что Лурье хотел ее вырвать от Шилейко, и, независимо, после паузы (переданной у Лукницкого троеточием) сказала, что (как раз в это время) Шилейко увезли в больницу (по инициативе Рейснер, но это она не упомянула). Она-то подавала это как совершенно независимые друг от друга события, но поскольку приводила она их подряд, то Лукницкий, точно так же, как Катаева, подумал сперва, воспринимая подряд ее устную речь, что второе событие было следствием первого, то есть что Шилейко был увезен в больницу в порядке РЕАЛИЗАЦИИ НАМЕРЕНИЯ ЛУРЬЕ «вырвать» от него Ахматову. Лукницкий и спросил: «А предлог?!» - то есть под каким же предлогом могли его насильно увезти по замыслу Лурье?!
 
Тут Ахматова, в свою очередь, не поняла хода мысли Лукницкого (это четко видно по записи): она-то знала, что имела в виду, и, соответственно, не поняла: к чему Лукницкий спрашивает о каком-то предлоге? Какой предлог? Для чего предлог? При чем тут вообще может быть какой-то предлог? Шилейку же в больницу клали не под предлогом лечения, а для лечения! Она и отвечает: «Предлог? У него ишиас был…» - то есть к чему тут предлог, о чем Вы спрашиваете? У него был ишиас, он и поехал лечиться от ишиаса. И долго же лечился, вот-то его прихватило! - И далее продолжала объяснять, что было после этого между ней и Лурье.
 
Тут Лукницкий все понял. А Катаева – нет. После чего вторую запись она не прочла, первую запомнила селективно и сотворила свой склиско-чудовиский фантом – Ахматову, для свободной интрижки с которой завмузо Наркомпроса на месяц сажает Шилейку принудительно в психушку, Шилейку, который потом, ЗНАЯ ВСЕ ЭТО, к Ахматовой же под крыло возвращается и просит у нее ласки и заботы… А отсюда уже встают в воображении Катаевой потенциальные юридические рукописи Ахматовой о правомерности карательной психиатрии, и вот, наконец, то самое высокое самозабвенное кликушество – об этих потенциальных рукописях говорится, что метолички по карательной психиатрии, много лет служившие верой и правдой борьбе с инакомыслием, на этих самых воображенных ахматовских рукописях и основаны. Догнали негодование до белой горячки!
 
Мастерство не пропьешь, а от ненависти до любви и воспроизведения свойств объекта своей страсти – один шаг. Так самозабвенно-искренне гнать умела у нас до сих пор только сама Анна Андреевна.
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Zamkompomorde
Administrator
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 2640
Re: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Ответить #1 В: 02/01/09 в 16:34:24 »
Цитировать » Править

С Ахматовой, помню, в школе было непонятно: ясно, кто такой Гумилев, но вот кто такой Шилейко? А потом оказывается, что Шилейко - не просто муж Ахматовой и, так сказать, эпизодический персонаж русской поэзии, а крупный ученый. И, скажем, некто далекий от русской поэзии, но зато имеющий представление об исследователях древнейшей истории, вполне мог бы сказать: "Шилейко-то я знаю, выдающийся ученый, а вот кто такая Ахматова?"  
 
А ишиас в роли психического расстройства и предлог для упрятывания в психушку- это сильно. Интересно, чем Ахматова провинилась перед Т. Катаевой? Может, заставляли в детстве вставать на стульчик и декламировать ее стихи?  
 
А вот то, что крупные поэты Ахматову за большую величину не признавали, очень странно.
Зарегистрирован
Zamkompomorde
Administrator
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 2640
Re: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Ответить #2 В: 02/01/09 в 17:11:28 »
Цитировать » Править

http://www.ogoniok.com/5008/27/
 
Кстати, вот беседа Быкова с Жолковским по этой теме. Могултай, мне кажется, или ты опираешься в том числе на работу Жолковского?
Зарегистрирован
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Ответить #3 В: 02/01/09 в 19:07:31 »
Цитировать » Править

Нет. Я опираюсь на тексты Ахматовой и биографические материалы об Ахмаиовой. С Жолковским я согласен, но прочел его только месяц назад, а об Ахматовой это  знал по источникам еще с 90-х.
 
Что Катаеву достало в Ахматовой, понятно - невероятное количество самопревозносящего вранья и клеветы в адрес других людей, непрерывно исходивших от Ахматовой десятилетиями, а также ее поведение с ее адъютантами и сыном, а также самозванчество и позерство в стихах - она непрерывно приписывала в них себе чувства, которых нимало не испытывала. В конце концов, лирику о любви редко пишет человек, вообще не знающий, что это такое, и на любовь неспособный ни в какой степени.  Тем не менее часовню 13 века она не разрушала, а у кого-то захватывать комнату или сажать кого-то насильно в психушку никогда не стала бы по своему кодексу чести.  Вот отказаться съехать с чужой квартиры - это пожалуйста. Пунин дал ей у себя жить - в квартире, принадлежавшей ему и его семье; когда их отношения распались, Пунин сказал ей, чтоб она съезжала; она категорически отказалась и так и осталась там  житть, несмотря на его настояния. Вот это входило в ее представления о дозволенном для нее, а то, что ей приписывает Катаева в данном случае - не входило.  
 
Quote:
А вот то, что крупные поэты Ахматову за большую величину не признавали, очень странно.

 
На самом деле нет. При ИХ поэтическом слухе они чувствовали ту искусственность и фальшь, которую я, скажем,  не чувствую. Я о ней знаю, но ее не чувствую. А они ее слышали.  
Представим себе, что трус, по книжкам знающий о храбрости, попробует писать боевую лирику (пример: Луговской). Если он талантлив, то обычный читатель фальши не заметит. И даже просто талантливый поэт не заметит. А вот великий поэт заметит - его слуха хватит на то, чтобы почувствовать, что здесь что-то не то, почувствовать, что это муляж чувства, что ему не выражают себя, а играют роль - причем играют с фальшивинкой.  
Поэтому кроме Цветаевой, которая с бурной восторженностью сама себе выдумывала из кого угодно - кого угодно, прочие ее за большого поэта не держали и от текстов ее отмахивались (Пастернак, Мандельштам, Блок, Заболоцкий).
« Изменён в : 02/01/09 в 19:13:10 пользователем: Mogultaj » Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Цидас
Живет здесь
*****


Привидение Ципор

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2090
Re: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Ответить #4 В: 02/01/09 в 19:22:37 »
Цитировать » Править

А вот великий поэт заметит - его слуха хватит на то, чтобы почувствовать, что здесь что-то не то, почувствовать, что это муляж чувства, что ему не выражают себя, а играют роль - причем играют с фальшивинкой.
 
Великий поэт или просто человек, лично знающий Икса (и испытывающий диссонанс за счет известной или кажущейся ему информации об Иксе)? Это могло быть?
Зарегистрирован

"Идеальный кот, объясненный словами, не есть идеальный кот"(c) Башня Рован
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Ответить #5 В: 02/01/09 в 22:21:46 »
Цитировать » Править

Quote:
Великий поэт или просто человек, лично знающий Икса (и испытывающий диссонанс за счет известной или кажущейся ему информации об Иксе)? Это могло быть?

 
Парадоксально, но как раз нет! Лидия Чуковская и Эмма Герштейн, очень хорошо знавшие ее негативные стороны в жизни, считали ее великим поэтом. А вот Пастернак, Заболоцкий, Блок, Брюсов, Бунин, которые о ней в жизни либо вообще  ничего не знали, либо знали о ней только хорошее (неважно, истинное или сконструированное ей - они считали это хорошее истинным), ее поэзии не признавали.
« Изменён в : 02/01/09 в 22:22:06 пользователем: Mogultaj » Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Zamkompomorde
Administrator
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 2640
Re: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Ответить #6 В: 02/02/09 в 02:00:38 »
Цитировать » Править

Quote:
Что Катаеву достало в Ахматовой, понятно - невероятное количество самопревозносящего вранья и клеветы в адрес других людей, непрерывно исходивших от Ахматовой десятилетиями, а также ее поведение с ее адъютантами и сыном, а также самозванчество и позерство в стихах - она непрерывно приписывала в них себе чувства, которых нимало не испытывала.

 
Тогда странно, что ответ вышел симметричный.
 
Quote:
На самом деле нет. При ИХ поэтическом слухе они чувствовали ту искусственность и фальшь, которую я, скажем,  не чувствую. Я о ней знаю, но ее не чувствую. А они ее слышали.  
Представим себе, что трус, по книжкам знающий о храбрости, попробует писать боевую лирику (пример: Луговской). Если он талантлив, то обычный читатель фальши не заметит. И даже просто талантливый поэт не заметит. А вот великий поэт заметит - его слуха хватит на то, чтобы почувствовать, что здесь что-то не то, почувствовать, что это муляж чувства, что ему не выражают себя, а играют роль - причем играют с фальшивинкой.  
Поэтому кроме Цветаевой, которая с бурной восторженностью сама себе выдумывала из кого угодно - кого угодно, прочие ее за большого поэта не держали и от текстов ее отмахивались (Пастернак, Мандельштам, Блок, Заболоцкий).

 
А может, дело было в каком-то другом общем для поэтов свойстве восприятия или каком-то другом свойстве текстов, вызывавшем строго определенную реакцию именно у крупных поэтов? Потому что странно получается: многие блестящие критики, многие умные и тонкие читатели считают Ахматову выдающейся поэтессой, а поэты - нет. Жолковский, например, считает ее крупным поэтом, хотя и хочет снять с постамента. Да и блоковские слова насчет бога и мужчины можно трактовать по-разному. В конце концов, если поэты считали, что выраженные чувства именно фальшивы, то почему бы им прямо об этом не сказать?
Зарегистрирован
Nadia Yar
Живет здесь
*****


Catilinarische Existenz

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 4759
Re: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Ответить #7 В: 02/02/09 в 02:21:30 »
Цитировать » Править

Я думаю, всё проще. "Пастернак, Мандельштам, Блок, Заболоцкий" были мужчинами и сильно не хотели признать, что им, Великим Мужам, может быть равна какая-то там женщина. "Без полового члена существо, с грудями - а туда же, пишет стихи!" Grin Вот они и пытались "отмахнуться" от её текстов. Ну а Марина Цветаева, ещё одна выдающаяся поэтэсса, комплексом мачизма не страдала, и ничто не мешало ей признать факты.
 
Стихи, кстати, пишутся не для других поэтов, а для нормальных читателей.
Зарегистрирован

Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)

Мой ЖЖ.
Lucullus
Редкий гость
**


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 33
Re: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Ответить #8 В: 02/02/09 в 09:10:31 »
Цитировать » Править

Quote:
"Пастернак, Мандельштам, Блок, Заболоцкий" были мужчинами и сильно не хотели признать, что им, Великим Мужам, может быть равна какая-то там женщина

 
Так Цветаеву-то Пастернак еще как признавал! А Блок Любу Менделееву вообще считал себе не равной, а высшим существом. Вот Заболоцкий правда считал, что женщины писать стихи не могут, но у него логика была другая: он ссылался на стихи Цветаевой и Ахматовой и считал их плохими , после  чего заключал, что если даже лучшие поэтессы  пишут не настоящие стихи, то женщинам, значит, это искусство недоступно (может, он и прав. Много на свете больших поэтов-женщин по любому счету?)
« Изменён в : 02/02/09 в 09:13:41 пользователем: Lucullus » Зарегистрирован
Гильрас
Живет здесь
*****


мифическое существо

   
Просмотреть Профиль » WWW » email

Сообщений: 970
Re: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Ответить #9 В: 02/02/09 в 10:50:26 »
Цитировать » Править

А у нее точно стихи про любовь,  не про  игру в любовь?  Вполне искренние. Уточняю  -  мне нравятся ее стихи,  и даже очень.   Но, по моему, в них она скорее наслаждается игрой в любовь,  в чувства.  Искренне играет.  Вполне искренне.  По крайней мере,  не сказала бы,  что эти стихи противоречат самовлюбленности.  
Вот,  скажем -
 
Я сошла с ума, о мальчик странный
В среду, в три часа
Укусила палец безымянный
Мне звенящая оса.
Я ее нечаяннно  прижала
И казалось, умерла она
Но конец отравленного жала
Был острей веретина.
О тебе ли я заплачу странный
Улыбнется ль мне твое лицо
Посмотри,  на пальце безымяннном
Так красиво гладкое кольцо.  
 
Или  
 
Слава тебе безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.  
 
Или  
 
Настоящую нежность  не спутаешь
Ни с чем - и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха
И напрасно слова покорные  
Говоришь мне о первой любви
Как  я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои.  
 
 
По моему,  эти упорные взгляды ей явно нравятся Smiley  
 
Или вот это -  
 
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем
Свежо и остро  пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал - я верный друг  
И моего коснулся платья.
Так непохожи на объятья  
Прикосновенья этих  рук
Так гладят кошек или птиц
Так на наездниц смотрят стройных
Лишь  смех в глазах  его спокойных
Под  мягким золотом ресниц.
А стройных  скрипок голоса.
Поют за стелящимся дымом
Благослови же небеса
Ты в первый раз  одна с любимым.  
 
Стихи классные, но,  не смотря на слово "любимый",    это не про любовь, по моему.  Эти стихи - хоть сейчас в гламурный журнал Smiley
« Изменён в : 02/02/09 в 12:44:01 пользователем: Гильрас » Зарегистрирован

Самурай наступает и отступает, смотря по обстоятельствам.

(Тайра моногатари)
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Ответить #10 В: 02/02/09 в 12:29:27 »
Цитировать » Править

2 all
 
Quote:
Что Катаеву достало в Ахматовой, понятно - невероятное количество самопревозносящего вранья и клеветы в адрес других людей, непрерывно исходивших от Ахматовой десятилетиями, а также ее поведение с ее адъютантами и сыном, а также самозванчество и позерство в стихах - она непрерывно приписывала в них себе чувства, которых нимало не испытывала.  
 
Тогда странно, что ответ вышел симметричный.  
 
 
На самом деле нет - большую любовь и большую ненависть часто питают к человеку, похожему на тебя самого (даже не сознавая этого). Кроме того, у Катаевой тот же темперамент и то же самозабвение. Только мотивы и методы разные: Ахматова врала сознательно (по крайней мере по большей части), Катаева кликушествует в самозабвении, Ахматова - ради своего памятника, Катаева - чтобы отомстить Ахматовой за ейную Катаевскую обманутую любовь - а Катаева явно в Ахматову была влюблена.  Панегирики  Ахматовской безмерной красоте , победительной и сражающей, панегирики ее стилю и секс-аппилу в исполнении Катаевой - хоть сейчас отдавай в "розовые" журналы, с руками оторвут.  Бунин, правда, писал: "скучна, беспола и распутна", да и поклонников практически не находилось, приходилось их непрерывно выдумывать, - но если описания Катаевой почитать, так прямо гибрид Афродиты и Афины Паллады получается!  Катаевские панегирики красоте (ряда) ее стихов и великолепию ее стиля тоже сильно преувеличены и искренни. Там явно сначала она в ААА влюбилась, потом выяснила про нее усю правду и возопила в душе: "Так вот же ж ты какой, северный олень! А я-то, дура, благоговела..." - и поехало.
 
Quote:
А может, дело было в каком-то другом общем для поэтов свойстве восприятия или каком-то другом свойстве текстов, вызывавшем строго определенную реакцию именно у крупных поэтов? Потому что странно получается: многие блестящие критики, многие умные и тонкие читатели считают Ахматову выдающейся поэтессой, а поэты - нет. Жолковский, например, считает ее крупным поэтом, хотя и хочет снять с постамента.

 
А кто же ее НЕ считает крупным поэтом? Ее крупным поэтом и Катаева считает. По рейтингу Катаевой она один из первых поэтов второго ряда. Крепкий, крупный.  
 
Quote:
Да и блоковские слова насчет бога и мужчины можно трактовать по-разному. В конце концов, если поэты считали, что выраженные чувства именно фальшивы, то почему бы им прямо об этом не сказать?

 
Потому что они  вообще ничего такого не говорили. Они поэты, а не критики. Они не считали эти стихи за поэзию, а версификация, сколь угодно крепкая, их  не волновала вообще.
 
 
Quote:
А у нее точно стихи про любовь,  не про  игру в любовь?  Вполне искренние. Уточняю  -  мне нравятся ее стихи,  и даже очень.   Но, по моему, в них она скорее наслаждается игрой в любовь,  в чувства.  Искренне играет.  Вполне искренне.

 
Да, именно.Только она вообще не знала, что на свете бывает еще какая-то другая "любовь", кроме того, что Вы назвали "игрой в любовь". Так что для нее это и то, и другое  
А вот великие поэты к таким играм в ста из ста случаев равнодушны (не как люди - как люди они и сами играбт в такие игры, - а как поэты) , и потому были равнодушны к этой ахматовской лирике, и не воспринимали ее как подлинную поэзию,  даже если признавали, что сделано очень крепко.
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Nadia Yar
Живет здесь
*****


Catilinarische Existenz

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 4759
Re: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Ответить #11 В: 02/02/09 в 17:30:39 »
Цитировать » Править

on 02/02/09 в 09:10:31, Lucullus wrote:

Вот Заболоцкий правда считал, что женщины писать стихи не могут, но у него логика была другая: он ссылался на стихи Цветаевой и Ахматовой и считал их плохими , после  чего заключал, что если даже лучшие поэтессы  пишут не настоящие стихи, то женщинам, значит, это искусство недоступно (может, он и прав. Много на свете больших поэтов-женщин по любому счету?)

 
 Grin Это Вы пишете человеку, который недавно писал работу по наследию одной из величайших поэтэсс мира... Ну и о чём тут ещё можно говорить? Я не стану никому доказывать, что небо синее, а вся поэзиия _вообще_ началась с женских религиозных песен.
Зарегистрирован

Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)

Мой ЖЖ.
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Ответить #12 В: 02/02/09 в 19:56:06 »
Цитировать » Править

on 02/02/09 в 12:29:27, Mogultaj wrote:
2 all
 
А кто же ее НЕ считает крупным поэтом? Ее крупным поэтом и Катаева считает. По рейтингу Катаевой она один из первых поэтов второго ряда. Крепкий, крупный.  

 
А кто же тогда по-Вашему из женщин-поэтесс  стоит в первом ряду?
Зарегистрирован
Гильрас
Живет здесь
*****


мифическое существо

   
Просмотреть Профиль » WWW » email

Сообщений: 970
Re: Тамара Катаева и Анна (Анти)-Ахматова.
« Ответить #13 В: 02/02/09 в 20:54:42 »
Цитировать » Править

on 02/02/09 в 17:30:39, Nadia Yar wrote:

 
 Grin Это Вы пишете человеку, который недавно писал работу по наследию одной из величайших поэтэсс мира... Ну и о чём тут ещё можно говорить? Я не стану никому доказывать, что небо синее, а вся поэзиия _вообще_ началась с женских религиозных песен.

 
Grin Могла ли Биче словно Дант творить?  
    Или Лаура жар любви восславить?
    Я научила женщин говорить -
    О Боже,  как их замолчать  заставить?  
( Анна Ахматова)
 Smiley
Я тоже слышала и  про  других   великих   женщин - поэтов, кроме Цветаевой и Ахматовой ( правда,  не русскоязычных).   Но  вот есть такое мнение ( ошибочное) ,  и даже  женщины его разделяют,  и даже женщины - поэты.
Зарегистрирован

Самурай наступает и отступает, смотря по обстоятельствам.

(Тайра моногатари)
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.