Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
05/25/20 в 12:04:08

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Технический прогресс и маца »


   Удел Могултая
   Разное
   Занимательная этнография
   Технический прогресс и маца
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Технический прогресс и маца  (Прочитано 1331 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Цидас
Живет здесь
*****


Привидение Ципор

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2090
Технический прогресс и маца
« В: 03/30/10 в 13:21:54 »
Цитировать » Править

http://booknik.ru/context/?id=31817
 
(...)
Все началось в 1857 году, когда несколько еврейских предпринимателей решили закупить машины для выпечки мацы и обратились к ведущим раввинам за подтверждением кошерности новой технологии. Один из этих раввинов, р. Хаим-Натан Дембицер, возглавлявший религиозный суд Кракова, усомнился в том, что машинная выпечка соответствует требованиям галахи, и обратился за консультацией к почитаемому раввину Шломо Клугеру из Брод (1785–1869), сопроводив свой запрос детальным описанием процесса.  
 
Рав Клугер никогда не видел машину для мацы своими глазами, но описания, присланного краковским коллегой, ему хватило для вынесения обвинительного приговора: машинная маца некошерна, и ее выпечка должна быть решительно запрещена. Свое постановление он обосновал так: машина состоит из множества деталей, между которыми могут застрять комочки теста. Регулярно и достаточно тщательно промывать столь сложную конструкцию невозможно, поэтому существует опасность, что эти комочки заквасятся и попадут в новое тесто, сделав тем самым всю выпечку квасной (хамец), то есть некошерной на Песах.
 
Не ограничиваясь чисто галахическими соображениями, рав Клугер указал и на тяжелые социальные последствия перехода к машинному производству. По его словам, ручная выпечка дает небольшой, но стабильный приработок многочисленным беднякам, которых в предпасхальное время нанимают на эту работу. Если же мацу будут выпекать машинами, надобность в дополнительных рабочих руках отпадет и эти люди лишатся возможности заработать несколько грошей, без которых не смогут достойно встретить праздник Освобождения.
 
У сторонников технического прогресса тоже нашлись свои раввины. Практически одновременно с Клугером вопрос о машинной маце был задан не менее известному галахисту — раву Йосефу Натансону из Лемберга (Львова) (1810–1875). И тот после скрупулезного анализа не только признал машинную мацу совершенно кошерной, но даже предположил, что с галахической точки зрения она может быть предпочтительней, поскольку автоматизация позволит точнее соблюсти предписанную технологию выпечки.
 
Серьезные разногласия между раввинами случались на протяжении всей еврейской истории. Однако спор о машинной маце стал одним из первых, оказавшихся достоянием самой широкой публики. Причиной послужило еще одно детище ХIX столетия — еврейская пресса: соответствующие материалы были опубликованы в ивритоязычной газете «Ха-Магид», издававшейся в Пруссии с 1856 года. Публикация вызвала поток читательских писем, причем некоторые комментаторы не стеснялись в выражениях не хуже сегодняшних блоггеров. К примеру, некто, подписавшийся «раввин Хаим Кара из Парадана», заявил: «Совершенно ясно, что раввин Клугер – дурак и невежда, а его постановление – полная бессмыслица и глупость».
 
(...)
 
подробности по ссылке Smiley
« Изменён в : 03/30/10 в 13:22:31 пользователем: Цидас » Зарегистрирован

"Идеальный кот, объясненный словами, не есть идеальный кот"(c) Башня Рован
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.