Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
06/04/20 в 18:47:00

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « О Почаевской Божьей Матери »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Околоистория Центральной и Восточной Европы
   О Почаевской Божьей Матери
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: О Почаевской Божьей Матери  (Прочитано 2849 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #15 В: 11/20/06 в 13:24:59 »
Цитировать » Править

Облизываюсь.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #16 В: 11/20/06 в 14:30:58 »
Цитировать » Править

Название книги довольно длинное, но, в сокращенном варианте
Борис Возницький "Миколай Потоцький і його митці".
Автора, как директора картинной галереи и "главного замковика Украины" больше интересуют художники - подопечные Потоцкого, например, знаменитый Пинзель. Репродукции там просто великолепны, так что у кого есть возможность купить саму книгу - покупайте не задумываясь. хотя она и недешевая  Cry
Но если такой возможности нет, а интересовала бы выжимка из реальной биографии и легенд, то попытаюсь...
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #17 В: 11/27/06 в 11:26:03 »
Цитировать » Править


 
Часть 1 – человек и легенда
Что-то, видно, особенное принес с собой 18-й век: его героями стали всевозможные чудаки, эксцентрики и «варьяты», поведение которых далеко отстояло от границ наиболее широко очерченных норм. Наши земли нисколько не были исключением в этом плане, скорее можно было сказать, что здесь чудили втройне. Этому есть объективные причины – 18-й век – период угасания Речи Посполитой и ликвидации автономии гетьманской Украины. Ушел в прошлое бурный и героический 17-й век. Оставшаяся не у дел польская и украинская аристократия, обладавшая огромными материальными средствами, свою недюжинную энергию, унаследованную от пассионарных предков, использовала для самых  невероятных затей. Несколько менее понятно, отчего же чудила русская верхушка, возможно, «заразилась упадочнической энергией западных соседей». О подвигах знаменитого Пане-Коханку на этом форуме уже шла речь (хочу лишь напомнить, что беларусские братья не обладают монополией на сего персонажа, он, оказывается, был и львовским старостой, причем на протяжении 8 лет). Но даже на фоне соленого снега летом, женитьб с авантюристками более чем сомнительной репутации (это я о Софии Потоцкой), перехода в ислам с присвоением себе титула паши, создания собственных мини-государств с межевыми знаками и античными законами (Миньковецкое государство, творение графа Игнатия Сцибор-Мархоцкого) и выбрасывания на ветер миллионов, что было вполне обычным времяпровождением определенного социального слоя – образ жизни Миколая Потоцкого навсегда остался недосягаемым идеалом. То ли в нем действительно было что-то чертовское и мифическое, то ли он вполне сознательно превратил свою жизнь в некий, по-современному говоря, скандальный перфоменс на самом высоком уровне.  
И при всем том был он щедрым меценатом, покровителем искусств и наук, но запомнили его отнюдь не за это.
«Один из польских писателей по поводу популярности Миколая Потоцкого писал, что в памяти человеческой не остаются те, кто делает добро. Самая большая известность выпадает на долю тех, кто держит в одной руке меч, в другой факел, и оставляет после себя реки крови и горы пепла». К какому типу на самом деле принадлежал наш герой - судите сами. Достоверно известно о нем не так много, зато легенд – в изобилии, и злых, и добрых. Оттого что он отнюдь не был лишен дара вызывать к себе симпатию.
Итак…
Родился в 1712 г. в семье белзского воеводы. Отец – Стефан, мать Иоанна, урожденная Сенявская. Весьма поздний ребенок, на момент его рождения родителям стукнуло по полсотни лет.
 
Легенда.
Кто бы там поверил в такие нелепицы! Должно быть, нагулял его старик Потоцкий где-то на стороне, а еще вернее – подобрали, учитывая его нрав, то ли в канаве, то ли в цыганском таборе.
Путем брачного наследства Потоцкие получили права на город Бучач, до того принадлежавший волошским господарям, уже несколько знакомым нам Могилам.
Самым известным человеком из рода Потоцких была его бабка, Тереза Потоцкая, во время осады Бучача турками в 1672 г. якобы упросившая султана Магомета 4 снять осаду с города и уйти и миром.
Легенда
Тоже мне, очередная Роксолана выискалась!  Тут, кстати. опять всплывают неумирающие легенды о полуукраинском происхождении и этого султана, что, правда, не удалось подтвердить, но и опровергнуть – тоже.
Возвращаясь к Потоцкому.
Учился в иезуитской коллегии во Львове.
 
(Чему хорошему можно научиться в этом сумасшедшем городе! Хмельницкий уже научился. )
Из всех наук предпочитал историю и литературу.
 
Легко угадать, что не философию, хотя теологические упражнения были ему не чужды.
 
Рано осиротел, унаследовав огромные имения.
 
Ну, еще бы!
 
Какой-то там общественной деятельностью занимался, вроде бы депутатом был в Трибунале. Являлся туда в крестьянской одежде из самого грубого серяка, но по воротнику обшитой оправленными в золото рубинами.
По-видимому, ощущал глубочайшее неудовольствие по поводу внутренней и внешней политики Речи Посполитой. Оставил государственную службу со званием Каневского старосты. Так его преимущественно и называли – пан Каньовский.  
Женился, а как же. Жена – Марианна Домбровская, дочь галицкого стольника, «женщина красивейшая и приятнейшая».
 
Вскоре после свадьбы сбежала из Бучача и остаток жизни провела в кармелитском монастыре во Львове.
 
Причина? Неизвестна, но предположение есть. Из тех, о которых даже в наш политкорректный век предпочитают не говорить вне врачебного кабинета. В письме к митрополиту Л.Шептицкому сам Потоцкий писал: «В моих несчастных обстоятельствах, желая освободится от обязанностей мужа, к которым я совсем не способен, решил я перейти в стан духовный, перебравшись в Почаевский монастырь…»
И дальше:
«Калечество мое натуральное, к старости еще увеличившееся…»
И думай тут, что хочешь! Во всяком случае, легенды с таким прискорбным обстоятельством нисколько не считались. Помните, как описано времяпровождение Потоцкого в монастыре? Вставал раньше всех, будил сонную братию, а нерадивых подгонял метлой.
Легенда:
 
«Утром и вечером ходил в церковь на молитву, присматривал за монахами, а, кроме того, нескольких девок у себя для гулянок держал; утром будил их на молитву, а если какая-то во время молитвы хохотала, цибухом по плечам бил, чтобы Бога не гневила».
А вот еще.
 
Потоцкий где-то  гостил. Экономка, женщина молодая и красивая, опаздывала с обедом и накрывала сама. Увидев ее, Потоцкий меланхолически заметил, что предпочел бы не обед, а саму кухарку. Ему было около 70-и лет.
 
Многие, должно быть, слышали о трагической истории Бондаривны. Но здесь имеем в наличии тот редкий случай, когда можно проследить генезис легенды.
Версия самая примитивная, поэтому имеющая репутацию самой вероятной.
По своему обычаю, Потоцкий в полунищенской одежде, но в сопровождении огромной свиты,  волочился по ярмарке. Там как раз появился свадебный поезд. Молодые кланялись всем, приглашая присутствующих на свадьбу, подошли и к незнакомому им Потоцкому. Невеста была так хороша собой, что он растерялся и замер на месте, держа в руках кошелек с деньгами, приготовленный для подарка. Смущенная девушка отступила. Потоцкий двинулся было к ней, но тут начался крик и рейвах, девушка сбежала.
 
К вечеру в городе уже говорили, что каневский староста похитил подружку невесты, потом – что похищенной была только что обвенчанная новобрачная, еще позже – что и мужа ее при этом убили, а в окончательной версии – что похищение девушек было обычным занятием Потоцкого.  Позже похищенных топили.
 
Пожалуй, тут нашему герою досталось за грехи совсем другого Потоцкого, киевского воеводы Францишека Салеги. Поскольку по этому делу был громкий судебный процесс, едва не окончившийся казнью трупа виновника, то подробности известны. Сын киевского воеводы был влюблен в дочь бедного шляхтича, Гертруду Коморовскую, жившую близ кристинопольского дворца этих Потоцких (то-то удивились бы теперешние червоноградцы - они за своим довольно прозаичным городом такого романтичного прошлого не предполагали). Воевода вместе со слугами похитил девушку. Была зима, ее везли на санях. Навстречу показалась чумацкая валка. Чтобы девушка не закричала, ее с головой укрыли тулупом. Когда открыли, она уже была мертвой, задохнулась. Так что бросили несчастную в прорубь в Буге.
Всплыло это дело уже после занятия Галичины австрийцами. Попало и в литературу – в романтическую поэму Мальчевского «Мария».
А Бондаривна? Вот окончательная версия, истинный шедевр, кто бы поверил, из какого сора произросший:
А в Києві на риночку вся челядь гуляла,
От там наша Бондарівна перед вивожала,
Де не взявся пан Каньовський і шапочку зняв,
Обняв нашу Бондарівну і поцілував.
«Чи кохаєш, Бондарівно, як перше кохала,
Як перше до намету було приходжала?»
«Як кохала тебе, пане, так тепер кохаю,
Де побачу між панами, за пса тебе маю».
Як почув же пан Каньовський  ції вірні слова...
“Прощай, прощай, Бондарівно, оставайсь здорова”.
Як почули ції слова старенькії люди –
“Тікай. тікай, Бондарівно, лихо тобі буде”.
Як побігла Бондарівна та й стала втікати,
А за нею два ляшеньки її доганяти.
Як догнали Бондарівну на дубовім мосту...
“Шкода, шкода, Бондарівно, високого росту!”
Як привели Бондарівну до новой осельки,
Заставили Бондарівну співати пісеньки.
Молодая Бондарівна пісеньки співає,
А із-заду пан Каньовський руж‘є заряжає.
Як ударить Бондарівну під правеє вухо,
Стала наша Бондарівна німа і оглухла.
Прибігає старий Бондар, вдарився об поли...
Лежить наша Бондарівна, та й на землі долі!
Ой лежала Бондарівна і час, і годину,
Поки звелів пан Каньовський зробить домовину.
А в нашої Бондарівни в подиськах мережка,
Куди несли Бондарівну – кривавая стежка.
А в нашої Бондарівни червоная стрічка –
Куди несли Бондарівну – кривавая річка.
Ой і звелів пан Каньовський музиці заграти.
Та як стали Бондарівну в церкву провожати,
Молодая музиченька у скрипочку грає,
А із-заду пан Каньовський очі витирає.
“Молодая Бондарівно, яка ж бо ти пишна!
Як у літі у садочку червоная вишня!
Молодая Бондарівно, яка ж ти пригожа!
Як у літі у садочку червоная рожа!”
 
Вторым усовершенствованием с доведением до образцового состояния стала версия с портретом непокорной красавицы.
И уж совсем неромантичный вариант утверждал, что Потоцкий заставил девушку вылезть на дерево и там куковать кукушкой, потом выстрелил шрапнелью, она упала и зашиблась на смерть. Но это, пожалуй, контаминация другой легенды, где в роли жертв выступали жидки (я ничего не могу поделать, это слово было тогда общепринятым и не имело никакого отрицательного подтекста). Еще одна мрачная легенда: во время развлечений такого рода Потоцкий убил еврея, но не своего подданного, а собственность, так сказать, другого магната. Тот оскорбился: как это, мол, кто-то посторонний смеет наносить ущерб его имуществу. Удивленный такой мелочностью, Потоцкий прислал потерпевшему в качестве компенсации целый воз «своих» евреев. К счастью, живых.
(Не стоит нам так уж величаться перед 18-м веком. В 1943 приблизительно по этой схеме погиб Бруно Шульц. К тому же, от легенды никто правды не требует).
Но считали ли легенды полоумного старосту последовательным антисемитом? Вовсе нет, вот еще один бродячий сюжет в исполнении Потоцкого. (Основанием которого, я полагаю, стала легенда о трех перстнях).
Потоцкий заставил каневский кагал ответить на вопрос, какой Бог лучше – еврейский или христианский. В случае проигрыша еврейская громада должна была уплатить огромный выкуп.
Вопрос, естественно, принадлежал к тем, любой ответ на которые является ошибочным. Но кагал таки сумел выкрутиться.
-Есть ли у вельможного пана оркестр? – спросил, поклонившись, старший еврей.
-Есть.
-А есть в нем скрипки, басы и цимбалы?
-Конечно, как в каждой капелле.
-Так вот,  или я – цимбалы, а ясный пан староста – скрипка, или я – басы, а ясный пан – цимбалы.
Каков вопрос, такой и ответ, но староста остался довольным.
А вот тут, пожалуй, вспомнится одна из историй Ходжи Насреддина.
Некий бедный шляхтич остановился на ночлег в еврейской корчме. В дороге он истратил все деньги, не хватало даже на ужин. А наступал как раз шабес и хозяева уселись за праздничную трапезу, украшением которой была фаршированная щука. Ужин издавал такой приятный аромат, что голодный гость не выдержал, встал в дверях и, вдохнув, заявил:
-Один лишь запах стоит 100 злотых!
Должно быть, так он намекал на то, что предрассудками не страдает и охотно разделил бы трапезу. Однако хозяевам такая широта взглядов была несколько чуждой, они сделали вид, что ничего не услышали и не заметили. Настырный гость, однако, не сдался так легко и повторил мизансцену еще два раза, но с тем же результатом. Так что спал голодным. Каково же было его удивление, когда к счету на следующее утро приплюсовали 300 злотых – за нюханье.
Как бы там ни было, за судом стороны обратились к старосте Потоцкому. Ему же идея нюханья за плату весьма понравилась и триста злотых он присудил таки еврею.
Но ведь у бедного шляхтича и на ужин не хватало! Придя в отчаянье, он потребовал цыганского суда.
Нашли и цыгана, и тот уже рассудил как Соломон.
-Есть ли у пана хоть 100 злотых? – спросил цыган.
Конечно же, не было. Заинтригованный Потоцкий предложил свои 100 злотых. Дальше все шло по известному сценарию: побрязгав деньгами 3 раза, цыган-судья объявил, что один понюхал, другой послушал, а деньги переходят к судье, как плата за мудрый приговор.
Но не так думал Потоцкий.
-Тот понюхал, тот послушал, все посмеялись, а мои деньги пропали? А чтобы жид еще и почесался, всыпьте ему сто розог!
Но из рассказа об игле известно, что и самому Потоцкому досталось однажды на орехи. Эта басня тоже не сразу пришла к своему окончательному идеальному состоянию, вроде бы у потерпевшего староста требовал поначалу дратвы, после – сницера для спускания крови. Но, в любом случае, позже потерпевший уделил-таки своему обидчику лекцию милосердия!
Но вот характерная деталь – во всех вариантах последней басни Потоцкий предстает в нищенской одежде и читает «Отче наш» -«по руськи». То есть, он одновременно и обратился в религию предков (вернее, в унию, но с позиции римо-католиков – разница небольшая), и украинизировался. Это полностью подтверждается и показаниями очевидцев – «разговаривал по-украински и обряда был ихнего». Последнее обстоятельство, как известно из истории Гальшки Острожской, часто наводило польских исследователей на мысль о сумасшествии.
Похоже, что Потоцкий проделал какую-то духовную эволюцию, в ходе которой, стремясь достигнуть потолка своих возможностей, уперся-таки в божественное начало. В его случае таким началом стала Почаевская Богоматерь, которую он, похоже, рассматривал как свою личную патронку и поклонение которой довел до границ возможного. При этом с католической иерархией он пребывал в состоянии даже не вражды, а, похоже, открытой войны, одним из актов в которой и стало покушение на жизнь львовского архиепископа Кароля Вижницкого. Конкурирующую же конфессию, в частности отцов василиан, буквально осыпал деньгами. В одной из характерных легенд Потоцкий выступает в роли судьи и заставляет обидчика пролезть через бочку со смолой. В качестве обиженного выступает еврей, в качестве обидчика – монах-доминиканец.
Иногда пана Каньовского заносило во Львов. «В 1738 г. львовский магистрат вынужден был обратится к королю с просьбой приказать Потоцкому с его отрядом оставить город. В составе Барской конфедерации Потоцкий участвовал в осаде Львова».  
Вслед за конфедерацией пришли русские войска, а после этого Львов вместе со всем краем достался Австро-Венгрии.
Новая власть не вызвала у Потоцкого энтузиазма и он отправился в тихую эмиграцию в свой Почаев, где и дожил жизнь. В обществе то ли монахов, то ли девок, кому как больше нравится. В монахи все-таки не постригся, но, похоже, стал мальтийским кавалером, что дало ему возможность освободится от брака.
Согласно завещанию, большую часть имущества он роздал еще в 1864 г., оставшееся же предписал разделить между почаевскими василианами и бывшей женой. В том же завещании просит прощения у жены за все причиненные ей обиды.
Скончался в 1782 г.
Похоже, современники считали его чем-то вроде полубога в древнегреческом смысле слова. То есть, крайне необычайным существом, поступки которого нельзя измерять обычной этической меркой и с которого спрос такой же, как с пожара или урагана.
Вот что странно – осталось немало портретов Потоцкого. Все покровительствуемые им художники его рисовали, а, согласно моде того времени, портрет должен был точно воссоздавать черты оригинала. Но, единственное запоминающееся – неестественно вытянутый череп. Даже относительно роста нет единого мнения, его называют то «человеком громадного роста», то «маленьким и смуглым».
Но за всеми этими перипетиями потерялся другой образ Потоцкого. Поэтому:
 
Часть 2 – Потоцкий – меценат и покровитель наук
Похоже, если бы не эксцентрические выходки Потоцкого, его запомнили бы во вполне почтенной роли, по-современному говоря, спонсора. Причем от современных деятелей этого толка он отличался тем, что в искусстве разбирался почти на профессиональном уровне, сам    принимал участие в проектировании будущих произведений или, по крайней мере, тщательно отбирал проекты. При этом, оказывая покровительство художникам, руководствовался не рекомендациями цеховой мафии (весьма сплоченная корпорация, что тогда, что сейчас), а собственным вкусом, ни разу его не подводившим.
Вот далеко неполный перечень его фундаций:
1750-51 г. строительство ратуши в Бучаче, несколько позже – парафиальный костел и церковь св.Покровы.
1754 г. – выделяет средства на строительство Василианской коллегии в Бучаче, потом – на строительство монастыря и школы (похоже, что василианское просветительство без него вовсе не состоялось бы).
1756 г. – 36 тыс. львовским доминиканцам для строительства часовни Яцковой Богоматери, Ченстохове – 300 тыс.злотых.
1761 г. – почаевским василианам – 200 тыс.злотых.
1763г. – дает средства на строительство греко-католической церкви в Городенце.
1764 – восстановление уничтоженной пожаром армянской церкви.
1765 г. – полтора миллиона на Почаев. Всего же он истратил на почаевские нужды больше 2 миллионов злотых. Тем, кто приезжает туда молиться или осматривать достопримечательности, стоило бы хоть немного помнить, кому они этим обязаны. Кстати, объявление иконы Почаевской Богоматери чудотворной и ее коронация (венцом из чистого золота) – почти исключительно заслуга Потоцкого.
Это не считая разных мелких фундаций на восстановление скульптур,  обновление церковной утвари и прочего.
Что же получилось? На Почаев вполне стоит посмотреть самим, а вот отзыв Бориса Возницкого, самого признанного специалиста в этом вопросе: «собор св.Юра, Городенковский храм и Бучацкая ратуша – едва ли не самые примечательные сооружения середины 18-го века в Центральной Европе». Все это – создания архитектора Б.Меретина. Потоцкий оказывал ему всяческое покровительство, а сооружения двух последних зданий фактически оплатил. Относительно св.Юра – существуют сильные подозрения, что тоже выделял средства, но нет прямых доказательств.
Нельзя не отметить отсутствие у Потоцкого религиозных предубеждений хотя бы в вопросе о различении христианских конфессий. До определенной границы, конечно, отцов василиан он явно фаворизировал, а вот с римо-католиками случалось всякое.
«Перед Пасхой 1756 г. Потоцкий исповедовался у о.миссионера Заболоцкого. Этот достойный священник, выслушав грехи его, разгрешения дать не хотел, прибавив, что, поскольку те же преступления и общественные обиды перед прошлыми исповедями творил и никакого исправления не делает, то и отпущения ему не будет. Пристыженный и разгневанный деспот в тот же день напился и костел (в Городенце), по большей части уже выстроенный, разрушить приказал, дары для него отменить решил. Тем временем почтенные отцы, которых было около десяти, крест с собой неся, вышли за город в окружении рыдающей толпы. На это печальное зрелище тиран смотрел через окно, но смягчил его сердце плач людской, миссионерам позволил вернуться, повелел прекратить разрушать   костел и уехал в Почаев».
Где-то в 1763 г. «тиран и деспот» вообще прекращает свои фундации католической церкви, переключившись на храмы восточного обряда.
Наука и просветительство тоже нашли в Потоцком щедрого покровителя.
«Потоцкий в 1754 г. г. восстанавливает деятельность Бучацкой василианской школы и расширяет круг ее образовательной деятельности, выделив на ее развитие 30 тысяч злотых. Кроме религии, ученики начали изучать историю, географию и физику».
Об особенностях василианского просветительства немало писала Н.Яковенко. Напомню вкратце – основой изучаемого студентами курса они сделали естественные науки, ко всем ученикам, независимо от происхождения и вероисповедования,  относились наравне, вообще главной своей целью считали воспитание полезных членов общества.
Такая уж особенность нашей истории, что запоздавшее и несколько провинциальное, но Просвещение, приходило к нам прежде всего в религиозной одежде.
 
Часть 3 – и его художники
Честно признаюсь, что это – самая профессиональная часть исследования Б.Возницкого и мне не по зубам, тут бы настоящего искусствоведа… Поэтому лишь послушно перескажу.
Самые известные из подопечных Потоцкого – архитектор Меретин и скульптор, которого мы знаем под именем Георгий Пинзель, особенно этот последний. «Среди самых выдающихся европейских художников 18-го века нет фигуры более загадочной, чем Пинзель». Мы не знаем где он родился, - согласно некоторым предположениям, то ли Чехия, то ли Южная Германия, - где учился, каким ветром занесло его в глухой медвежий угол Центральной Европы – восточную окраину Речи Посполитой, как закончилась его таинственная жизнь. Даже и настоящее имя его неизвестно, Пинзель – это, скорее всего, нечто среднее между прозвищем и артистическим псевдонимом (знающие украинский язык вспомнят слово «пензель» - рисовальная кисточка)..
Благодаря трудам архивистов, кое-какие детали восстановить удалось, в метрических книгах Бучацкого костела нашлась запись о бракосочетании «благородного Иоана Георгия Пилзе, алтарного скульптора, и вдовицы Марианны Елизаветы Кейтовой, в девичестве Маевской». Там же – сообщения о рождении и крещении сыновей, старшего – Бернарда, младшего – Антония. В 1762 г. вдовица Елизавета Пилзенева в третий раз вышла замуж. Так что умер мастер где-то в конце 1761 г.
Вот лишь часть его творений:
Фигуры на Бучацкой ратуше, предположительно – изображающие подвиги Геракла.
Св.Юрий Змееборец – аттик собора св.Юра (Львов)
Св.Феликс с ребенком – фигура в костеле в с.Маринополь
Фигуры в костеле в Городенце (св.Иосиф, св.Яким, св.Елизавета, ангелы)
Фигуры, амвон и алтарь в Покровской церкви в Бучаче
Фигуры и алтарь в Монастириском парафиальном костеле.
Распятие, фигуры Богоматери, рельефы в костеле в Годовице (деревня за 20 км от Львова). Годовицкий алтарь и распятие вообще считаются вершиной творчества Пинзеля и даже в репродукциях производят сильнейшее впечатление.
В последние годы жизни Пинзель выполняет каменную статую св.Онуфрия для Онуфриевского печерного монастыря в с.Рукомыш близ Бучача.
Если кого-то заинтересует чисто профессиональное и техническое описание произведений Пинзеля – с удовольствие переведу соответствующие фрагменты, но это –самая значительная часть книги Б.Возницкого, к тому же пестрящая такими терминами, как «моделло», «боццетто», «стилистическая эволюция пластики барокко-рококо», «итализирующая пост-бернинивская форма» и «радикальный антинатурализм» (ой).
Но самый важный вывод – Пинзель вовсе не был каким-то отдельно действующим художником, он то ли создал свою школу, то ли сильнейшим образом преобразовал уже существующую. Как бы там ни было, в 18-м веке на западноукраинских землях возникло своеобразное направление в пластике, ставшее явлением в мировой культуре. Подобно всем высочайшим достижениям искусства, оно имеет тьму аналогий, но никаких прямых корней обнаружить так и не удалось. Отчетливо прослеживается влияние южно-немецкой пластики, пражского барокко, местной деревянной скульптуры (эта последняя вызывает к себе в последние годы живейший интерес исследователей, к сожалению, уцелело тут немного, дерево – не камень). «Но непосредственных источников в Европе нет». Еще один след – византийские традиции (тут автор вспоминает уже несколько знакомых нам из дискуссии о Кунцевиче исихастов, которые произвели влияние и на искусство тоже.)
В завершение Б.Возницкий обрушивает на читателя целую лавину гипотез о происхождении таинственного мастера Пинзеля, вплоть до того, что это был не один человек, а два то ли брата, то ли друга, то ли «мастер и его тень». Существует и такой вариант – не мог ли Пинзель быть талантливым местным уроженцем, которого сам же Потоцкий  заметил и отправил учиться.
После долгого периода забвения, творчество Пинзеля стало вызывать к себе огромный интерес в кругах знатоков искусств. Во Львове существует музей Пинзеля, а 6 его боццетто в 1999 г. были закуплены Баварским национальным музеем и стали причиной настоящей сенсации. «Эти боццетто сменили нескольких владельцев-коллекционеров, а следы их нашлись в Вене». Как туда попали – Бог весть. Авторство подтвердила экспертная комиссия Львовской картинной галереи.
Но, слишком увлекшись личностью и творчеством Пинзеля, я уже просто не сумею рассказать о других подопечных Потоцкого. А это – художники Яцько Калинович, Исихий Головацкий, Каетан Доманский, архитекторы – кроме уже упомянутого Бернарда Меретина, - Мартин Урбаник, Клеменс Фесингер, скульпторы - Антон Штиль, Михаил Филевич.
 
Эпилог
по уверению Б.Возницкого, довольно грустный. Хотя Потоцкий в завещании обещал с теми, кто будет разрушать им созданное, «перед Богом судиться», не так уж многое нам осталось.
Почаев, оказавшись на территории Российской империи, стал владением Русской Православной Церкви, с явной неприязнью смотревшей на творения предыдущей эпохи. Алтари разобрали, фигуры вроде бы замуровали в отдельном помещении. Исчез даже саркофаг с прахом каневского старосты, которому Почаев стольким обязан. Единственный след – живописная композиция с изображением Потоцкого, стреляющего в перепуганного извозчика.
Бучацкая ратуша сгорела в 1865 г. Уцелели лишь немногие фигуры, поэтому и нельзя достоверно определить: то ли там Геракл борется со львом, то ли Самсон разрывает львиную пасть.
О вандализме 20-го века даже говорить не хочется. Многое не уцелело бы, промедли спасители хоть месяц.
«Из того, что удалось спасти из произведений Пинзеля во Львове, создан Музей сакральной скульптуры – Музей творчества Иоана Георгия Пинзеля и его учеников.
В сопровождении портрета мецената стало возможным сделать ряд выставок скульптуры Пинзеля в Европе. Мир узнает Мастера, а вместе с ним – его мецената, фундатора значительных созданий искусства – Миколая Потоцкого. Выдающихся людей история запоминает. Но, не будь Потоцкий меценатом, о нем, возможно, никто бы и доброго слова не сказал. Его имя сохранили для потомков покровительствуемые им художники (…) Стоило бы и нам, современникам, помянуть добрым словом мецената памяток «перед тем невиданных», а иногда и помолиться за его грешную душу.»
Все это – лишь бледный пересказ, а полный текст
Возницький Б.Г., Микола Потоцький староста Канівський та його митці архітектор Бернард Меретин і сницар Іоан Георгій Пінзель, - Львів, “Центр Європи”, 2005
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #18 В: 11/27/06 в 13:41:27 »
Цитировать » Править

Спасибо, страшно интересно!
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #19 В: 03/02/07 в 10:55:54 »
Цитировать » Править

Для заинтересовавшихся личностью мастера Пинзеля - о нем пишет роман Владимир Ешкилев, также сотрудничающий с журналом Ї. Заране радуюсь и, когда появится, поделюсь впечатлениями.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Lee
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1668
Re: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #20 В: 03/06/07 в 02:01:57 »
Цитировать » Править

Я читал Андруховича, и веселился. Главнй герой -- очень колоритная личность, этакий классический шаржированный, доведенный до абсурда  польский ПАН.
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #21 В: 03/06/07 в 17:45:49 »
Цитировать » Править

Это, наверное, Немирича - прекрасного разбышаку?  Smiley  Жаль, что Андрухович позже переключился на такие скучные темы и счел себя гуру и патриархом  Smiley
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Lee
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1668
Re: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #22 В: 03/06/07 в 22:26:46 »
Цитировать » Править

Quote:
Это, наверное, Немирича - прекрасного разбышаку?  

 
Да --признаю, что ошибся -- Немирича . Сейчас посмотрел (он у меня на жестком диске).
Зарегистрирован
Lee
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1668
Re: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #23 В: 03/06/07 в 22:33:05 »
Цитировать » Править

Вроде даже его обсуждали на "Уделе" --не помню где, правда.
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
http://wirade.ru/cgiRe: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #24 В: 03/13/07 в 11:19:04 »
Цитировать » Править

В порядке саморекламы скажу, что здесь
 
http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=stories;action=display;num =1118419450
Но и в наше время находятся герои.  
Сотрудники Бориса Возницкого, директора Львовской картинной галереи, на днях отметившей свое 100-летие, отзываются о нем так: "Он путает произведения корейского и вьетнамского искусства, но, чтобы не ошибиться, забирает в музей и те, и те".
А вот так Борис Возницкий встречался с власть имущими  
http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/637/56002/
Quote:
Кстати, недавно во Львове был Виктор Федорович Янукович. Я ему показывал наш дворец Потоцких. Мне кажется, что люди, которые не являются идеологами, намного больше интересуются искусством. Янукович очень интересовался картинами, спрашивал, откуда они… Не знаю, возможно, он бывал в музеях, но у меня создалось впечатление, что он никогда не видел музеев. А на второй день мне звонили из Киева и спрашивали: «Что вы сделали с Януковичем?.. Он, выступая в Кабинете министров, сказал: мы много недорабатываем, нужно давать деньги туда, где памятники есть, нужно с музеями что-то делать».
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #25 В: 03/14/07 в 11:44:28 »
Цитировать » Править

И некоторые дополнительные сведения - 2007 год во Львовской, Тернопольской и Ив.-Франковской областях объявлен годом Пинзеля. На май планируются такие своеобразные концерты барокковой музыки в музее сакральной скульптуры, в просторечьи - музее Пинзеля.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #26 В: 03/17/07 в 14:28:13 »
Цитировать » Править

Попросту выуждена добавить комментарий о том, какого рода интерес власть имущие питают к памяткам старины и произведениям искусства. Уже несколько месяцев Львовская госадминистрация прессует общественность, особенно же Бориса Возницкого, на тему передачи в долговременную концессию Свирского замка. Это недалеко от Львова, рекреационная зона, бывшее владение Лянцкоронских. Ходят слухи, что глаз на замок положил не кто иной, как печально известный Николай Азаров.  Не успеем оглянуться, как там уже будет забор в три человеческих роста и вооруженная охрана... Angry
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #27 В: 04/24/07 в 17:12:36 »
Цитировать » Править

Фотографии работ Пинзеля
http://www.ji-magazine.lviv.ua/gallery/pinzel/pinzel-gallery.htm
 
http://www.day.kiev.ua/174748/
 
http://castles.com.ua/?id=102
 
 
 
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: О Почаевской Божьей Матери
« Ответить #28 В: 09/07/07 в 15:49:55 »
Цитировать » Править

Похоже, таскание бедного Януковича по музеям становится львовской традицией. В этот раз его загнали в Олесский замок.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Страниц: 1 2  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.