Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
07/14/20 в 16:28:06

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Коричные дома на улице Крокодилов »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Околоистория Центральной и Восточной Европы
   Коричные дома на улице Крокодилов
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Коричные дома на улице Крокодилов  (Прочитано 2323 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Коричные дома на улице Крокодилов
« В: 12/26/06 в 12:25:29 »
Цитировать » Править

Катаклизмы, перекроившие карту Центральной Европы в середине 20-го века. перемешали и культурные пласты: что-то всплыло наверх, что-то оказалось закрытым позднейшими наслоениями. Остались дома, башни и площади (вежі і площі) – но не так уж много знаний о том, чем жили прежние поколения. Вот так о писателе и художнике Бруно Шульце почти не помнили в его родном городе – до какого-то времени.
Год его рождения – 1892, место – Дрогобич. Довольно небольшой город на Прикарпатье, чуть больше чем в часе езды от Львова. Даже те, кто в жизни не слыхал названия Дрогобич – существует не менее десятка гипотез происхождении этого слова, - вполне возможно, знают о его ближайшем соседе, курортном Трускавце. Кажется, самый высший административный ранг, достигнутый Дрогобичем, - это статус областного центра, хоть и недолго он продержался. Но на культурной карте мира, ежели бы такая существовала, Дрогобич блистал бы еще с времен ректора Болонского университета Юрия Котермака, более известного под прозвищем, точно повторяющим название города; в Дрогобиче провел свои ученические годы Ив.Франко, составивший длинный перечень всего, не хватавшего ц.к. городу для того, чтобы стать европейским; уже почти в наше время там сформировалась интересная поэтическая школа, а если чуть расширить географические рамки и заинтересоваться также близлежащими селами – то очень рекомендую блестящую современную писательницу Галину Пагутяк. Жанр, в котором она пишет, довольно трудно определить – мистика, историческая фентези? – но попробуйте прочитать «Захід сонця в Урожі”, уже почти напечатанного «Слугу з Добромиля» или «Урізьку готику” (должна бы уже появиться в печати)…
Но это, если можно так выразиться, украинский Дрогобич, а существовали еще и другие – польский, еврейский. Бруно Шульц принадлежал то ли одному из них, то ли им обеим вместе. Его отец, Якуб Шульц, был мелким торговцем, мать - Гендель-Генриетт, урожденная Кугмеркер – тоже из купеческой семьи. Он был третьим ребенком, старший брат - Изидор, сестре досталось самое распространенное местное имя Ганя (возможно, это лишь форма какого-то другого, более помпезного имени, но звали ее всегда именно так). Ближайшие родственники, как и служанка Аделя,  – главные герои произведений Бруно Шульца, так что мы точно знаем, что у отца было не особо крепкое здоровье, и Бруно унаследовал это. Неизвестно же, от кого ему достались артистические наклонности. Впервые он попробовал свои силы в скульптуре, а в 1910 г., окончив гимназию, начинает учебу в Высшей Технической Школе во Львове (Политехника) на архитектурном факультете. Однако слабое здоровье не позволило ему получить законченное образование, сначала он вынужден был прервать студии, чтобы немного подлечиться, позже – началась война. Умер отец, а сына-художника военная веремия забросила в Вену, столицу империи, сецессии и рождающегося экспрессионизма. Мир сецессии представляли хотя бы Густав Климт и Густав Малер, смятенный и неопределенный экспрессионизм – Эгон Шиле, Оскар Кокошка, Альфред Кубин. И, возможно, Кафка. И, скорее всего, Йозеф Рот, что так и не нашел своего места в мире без Империи и которому не осталось ничего, кроме творчества, алкоголя и добровольной смерти.
Когда военная буря кое-как успокоилась, Бруно возвратился в родной город. Там он, с небольшими перерывами, и прожил всю ту жизнь, что ему оставалась, при том, не трогаясь с места, оказывался в границах трех разных государств.
Но для него самого, возможно, более важной была некая перемена интересов – начиная с некоторого времени, Бруно больше занимается литературой. Сейчас он в основном воспринимается как писатель, автор, прежде всего, «Коричных лавочек» и «Санатория под песочными часами». Здесь я, возможно, слишком смело перевела оригинальные названия (Бруно писал по-польски) – “Sklepy Cynamonowe” и “Sanatorium pod klepsydra”  - прошу прощения за утерянные дифтонги. Среди разных вариантов русских названий первой повести мне встречались даже «Бакалейные лавочки», что неверно по смыслу – там не торговали корицей и прочей бакалеей, они были цвета корицы. Да и вообще, при названии «Бакалейные лавочки» приходят в голову какие-то этнографические тевье-молочниковские ассоциации, а это крайне далеко от мира Шульца. Если его и можно с чем-то сравнивать, то, скорее, с традициями немецкоязычной литературы – поздний Томас Манн, Кафка, возможно, Ст.Цвейг. С одним существенным уточнением – Томас Манн и Кафка – это мир взрослых, мир Бруно Шульца запечатлен глазами ребенка. Тут, быть может, ему ближе Ст.Цвейг, но у Бруно Шульца напрасно искать занимательные повороты сюжеты – это вообще не чтение для развлечения. Впрочем, что там описывать, лучше попытаться посмотреть самим. Тем более, что его и пересказать невозможно. Во всяком случае, мне бы это и не удалось, его проза = это несколько «не мое», я могу лишь распознать ее безусловно высокий уровень, но не увлечься ею. Что не свидетельствует ни о чем, кроме особенностей личного вкуса – масса уважаемых мною людей не раз утверждали, что именно так, как Бруно Шульц, они воспринимают мир. Его имя – один из объединяющих символов для весьма разношерстной группы, выпускающей журнал «Ї» (редактор – Тарас Возняк, он же и переводчик Бруно Шульца). Несколько увлекшись, эти писатели и критики, весьма любящие искать недостатки в своей родной литературе, утверждают, что лишь у польскоязычного Бруно Шульца нашли характерные подробности жизни галицкого города междувоенного двадцатилетия. Мягко говоря, преувеличение, - проза Шульца если и отображает некую топографию, то это топография человеческой души. (Некоторые эпизоды из «Санатория», например, поэтапное умирание отца рассказчика и его превращение на одном из этих этапов в нечто среднее между ракообразным и насекомым – это уже, на мой вкус, чрезмерно. Похожий сюжет был у Кафки.)
Ну, а жизнь автора всего этого кажется довольно провинциальной и обыденной. Он преподает рисование и ручной труд в местной гимназии. Остались некоторые воспоминания его учеников. Это весьма изматывающая работа – 30 часов в неделю, кто пробовал, тот сможет оценить, теперешняя норма – 18. Добивается определенного признания, завязывает интересные знакомства, зачастую – эпистолярные (Виткевич, Слонимский, Тувим, Гомбрович). Очень долго переписывается с Деборой Фогель, в ходе этой переписки формируется его литературный стиль. Даже и его единственная сердечная привязанность носит литературный характер – в начале 30-х он встречается, а затем и обручается с Юзефой Шелинской, они вместе переводят кафкианский «Процесс». Невеста – католичка, он – иудейского вероиспеведования, ради брака с ней он то ли добровольно покидает религиозную общину, то ли его отлучают. То ли из-за религиозных препятствий, то ли еще-то почему они так и не поженились. На фотографиях того периода Бруно Шульц предстает мужчиной среднего возраста, астенического телосложения, с тонкими и неправильными чертами усталого лица. Типичный декадентский персонаж того же Томаса Манна.
Между тем, мир в очередной раз начал стремительно переменяться. В 1939 г. Бруно Шульц сделал попытку вырваться из провинциальности – группа меценатов из артистической группы «Старт» сумела отправить его в Париж. Время поездки было выбрано крайне неудачно, приближалась война, он едва успел вернуться в родной Дрогобич, который тоже вдруг оказался в границах иного государства.
За Бруно Шульцем явно водились какие-то прокоммунистические или, вернее, неопределенно-левые симпатии, но сам он к новому миру подходил так же мало, как и написанное им – к канонам соцреализма. (Не помню, чтобы о Бруно Шульце хоть как-то вспоминали в советском литературоведении). Он пробует удержаться на поверхности, рисуя портреты Сталина на дрогобичской ратуше. Здоровье его ухудшается, кажется, происходит окончательный разрыв с невестой, что вызывает у него жесточайшую депрессию.
Но «доба, жорстока як вовчиця» вовсе не была склонна панькаться с проблемами неустроенных в жизни индивидуумов – приближалась новая оккупация и новая катастрофа. Очередные хозяева Дрогобича обрекли на смерть печального художника уже из-за его происхождения.
Дата его смерти – 19 ноября 1942 г., подробности долго были неизвестными. Он мог стать жертвой какой-то запланированной акции по уничтожении жителей гетто, или погибнуть от случайной пули, или попросту умереть от голода. (Дрогобич оказался как раз на границе голодавших на протяжении 1941-42 года горных районов, а гетто голодало и само по себе). Но существовала и упорно не хотела умолкать городская легенда, иначе описывающая последние дни Бруно Шульца. Поскольку обстоятельства повернулись так, что легенда неожиданным образом подтвердилась и очень глубоко «впечатала имя Бруно Шульца в западноукраинский дискурс», выражаясь выспренним стилем, все остальное я буду рассказывать, как запомнила, просто чтобы доказать, что он присутствует во вполне обыденном сознании. История достаточно контраверсионная, так что – судите сами.
Итак, легенда. Во время немецкой оккупации власть в Дрогобиче делили два, условно говоря, гауляйтеры. Кажется, один из них был по военной части, другой – по военной. Само по себе это не очень важно, важнее то, что они конкурировали друг с другом, а то и попросту враждовали. Оба по традиции магнатов 18-го века завели себе целые дворы с челядью, слугами и прочим. Никакими расистскими предубеждениями оба не страдали, так что в числе домашних слуг оказались и евреи. Один гауляйтер играл роль покровителя искусств, так что завел себе придворного художника, как раз Бруно Шульца, другой же, как человек неизмеримо более практичный, позаботился о зубном враче. Увы, скоро оказалось, что при известных обстоятельствах самый плохонький стоматолог нужен куда больше, чем самый одаренный художник. Короче говоря, гауляйтер-меценат, сильно страдая от зубной боли, попросил у собрата-конкурента поделиться врачом. Тот отказал, а обозленный и обиженный зубной страдалец, недолго думая, нашел возможность стоматолога застрелить. В отместку же владелец врача приказал схватить и убить крепостного художника. Вот так и погиб Бруно Шульц.
Менялись времена и власти, но оставалась гауляйтерская квартира, где, согласно легенде, провел свои последние дни Бруно Шульц. И вот несколько лет назад – точно не помню, но совсем недавно, в квартире пришлось сделать ремонт. Ремонтировали какую-то кладовку, но раньше, оказывается, она была частью детской комнаты. Соскребывая многочисленные предыдущие побелки, ремонтники вдруг обнаружили настенные росписи, судя по всему, сделанные профессиональным художником. Тут-то вспомнили о Бруно Шульце!
Дело немедленно всплыло наверх, сразу же заявились местные, а затем и львовские художники и музейщики (во главе с неутомимым Б.Возницким, которому мы, в частности, обязаны книгой о М.Потоцком). Им не составило труда провести экспертизу, которая окончательно подтвердила авторство Бруно Шульца. В свои последние дни он расписывал стены детской комнаты, на рисунках – сказочные персонажи, зверушки, гномики.
Поначалу не все осознали сенсационность открытия. Надо напомнить, что Бруно Шульц был известен своим литературным творчеством, а как раз его живопись считалась всего лишь выполненной на среднем профессиональном уровне. Но, учитывая исключительные обстоятельства, а также огромнейший интерес, проявленный к находке художественными и политическим кругами других государств – Польши и Израиля – ценность росписей взлетела до небес, а рассказы о них появились во всех газетах мира. Музейщики, художники, журналисты, дипломаты зачастили в квартиру.
Нельзя сказать, чтобы это так уж радовало хозяина квартиры. Он был старым и больным человеком. Не хочу его обижать, да он, кажется, уже и умер, но некоторые подозрения насчет того, кому в послевоенном Дрогобиче доставались гауляйтерские квартиры, возникают сами собой.  
Довольно скоро возник проект создать в Дрогобиче музей Шоа, основой которого и должны были стать росписи Бруно Шульца. По-настоящему, квартиру нужно было освободить, переселив ее хозяина в другую, и по-настоящему заняться реставрацией. Но тут помешали чисто житейские обстоятельства – хозяин квартиры никуда перебираться не желал, да и, в любом случае, равноценной квартиры городские власти ему предоставить не могли. Наконец, дело дошло до того, что незваные гости допускались только в сопровождении милиции. И тут вдруг они услышали совершенно ошеломившее их заявление – им уже не о чем беспокоиться, хозяин квартиры устроил все, по его мнению, самым лучшим образом, продав росписи неким израильтянам (фамилий их не помню, к счастью, это хоть были не жулики, специализирующиеся на краже произведений искусства, так что лучшие росписи оказались в Яд-Вашем).  
Поднялся международный скандал на весьма высоком уровне, но вернуть росписи так и не удалось. Дополнительным отягчающим обстоятельством, с точки зрения музейщиков, стало то, что изъятие росписей было произведено по-хищнически и крайне непрофессионально. Другими словами, сдирая самое яркое, сильно повредили оставшееся, да и то, что забрали, не обработали надлежащим образом (Кто сможет – посмотрите и подтвердите, так ли это).
В результате проект создания музея так и завис в воздухе, сейчас о нем уже и не вспоминают, а Бруно Шульцу, похоже, все-таки пришлось против своей воли покинуть родной город, где он провел почти всю жизнь…
   
« Изменён в : 01/05/07 в 12:45:56 пользователем: Emigrant » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #1 В: 12/27/06 в 10:02:03 »
Цитировать » Править

У меня тексты Бруно Шульца как-то упорно ассоциируются с латиноамериканским магическим реализмом. Хотя Карпентьер и Кортасар вряд ли были с ними  знакомы. Не знаю.
 А русское издание выходило  как раз с рисунками автора.
Приходилось видеть и польскую экранизацию "Санатория под клепсидрой" ( тот же режиссер, что "Рукопись, найденная в Сарагосе"), но не проивело впечатления.
« Изменён в : 01/05/07 в 12:46:23 пользователем: Emigrant » Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #2 В: 01/03/07 в 12:57:49 »
Цитировать » Править

А у меня он идет в том же ряду, что и Кафка и кое-что Ст.Лема. И современная польская проза - Ольга Токарчик, что ли.
« Изменён в : 01/05/07 в 12:46:32 пользователем: Emigrant » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #3 В: 01/05/07 в 12:39:31 »
Цитировать » Править

С ужасом посмотрев на название темы. Глубокоуважаемые модераторы, нельзя ли исправить? Ей-Богу, я знаю, как пишется слово "улица", это, должно быть, начинающийся грипп замутил голову  Embarassed No problem, исправлено. --E.
« Изменён в : 01/05/07 в 12:53:37 пользователем: Emigrant » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Vladimir
Administrator
*****




   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 3880
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #4 В: 01/05/07 в 23:58:21 »
Цитировать » Править

Э-э? Quote:
Кажется, один из них был по военной части, другой – по военной.
Зарегистрирован

Зря сирот не обижай - Береги патроны. (c) Успенский
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #5 В: 01/24/07 в 12:38:04 »
Цитировать » Править

О Господи. Прошу прощения - ну и ошибок наделала.  Один - по военной части, другой - по гражданской.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #6 В: 02/05/07 в 12:17:38 »
Цитировать » Править

Чтобы хоть как-то реабилитироваться за допущенные ошибки – вот некоторые сведения по миру Бруно Шульца. Действие «Коричных лавочек» проходит в Дрогобыче, «Санатория под песочными часами» - в Трускавце. Дрогобыч того времени был центром нефтедобычи и бурно развивался, «город наводняли нефтепромышленники, акционеры, в нем открывались разные конторы, филии, общества, строились виллы, новая железная станция». Но все же особо большим городом Дрогобыч так и не стал, сейчас там не больше 80000 населения. Упомянутых Бруно Шульцем трамваев в Дрогобыче никогда не было.
Настоящее название улицы Крокодилов – Стрыйская. В одном из разделов повести приводится также типография центра города – площадь Рынок с четырех сторон окружают улицы Подвалье, Шевская, Школьная, Гончарская. Эпизод, повествующий о том, как маленького Бруно отправили из театра домой за позабытым отцом кошельком и он заблудился, проблуждав всю ночь по незнакомым улицам, в действительности не мог произойти уже потому, что Шульцы жили очень близко от театра. Между прочим, название «Дрогобыч» в «Коричных лавочках» ни разу не упоминается.
Дрогобыч писатель, похоже, воспринимал в цвете, а Трускавец – в запахах: там магазины пахли кофе и ванилином.
В письме к польскому писателю и художнику Виткевичу Шульц так объясняет свою повесть: «Я считаю «Коричные лавочки» автобиографической повестью. Не только потому, что она написана от первого лица, и в ней можно усмотреть приключения и происшествия из детства автора. Она является автобиографической или, скорее, духовной генеалогией, поскольку указывает духовную родословную вплоть до той глубины, когда она переходит в мифологию…»
В другом письме, адресованном прозаику Т.Брезе: «Хотел бы я Вам прежде всего показать Дрогобыч и окрестности, чтобы Вы собственными глазами увидели декорации моей молодости. Хотел бы я ввести Вас в ненаписанные разделы «Коричных лавочек».
Между прочим, писатель продолжал работать над этим произведением. Незаконченная повесть-продолжение «Мессия» погибла во время войны.
На вопрос о том, многие ли читатели поняли его творчество, Бруно Шульц отвечал: «Может, один из трехсот, но и это уже хорошо. Искусство и творчество – это крик, брошенный в ночь с надеждой, что кто-то этот призыв поймает на той же длине волн».
(Почерпнуто главным образом из статьи М.Шалаты, дрогобыччанина)
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Lee
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1668
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #7 В: 05/04/07 в 23:28:35 »
Цитировать » Править

В свое время с интересом прочел о Бруно Шульце в ИЛ.  Припоминаю макабрически-гротескную подробность -- приказ о его расстреле отдал штурмбанфюрер СС --по гражданской профессии литературовед и историк искусства.
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #8 В: 05/07/07 в 12:31:56 »
Цитировать » Править

Господи, действительно... Я об этом не знала. Неужели искусство совсем не облагораживает своих адептов  Cry
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Ингвалл
Живет здесь
*****


Poissson! Bon poissson!

   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 1260
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #9 В: 05/07/07 в 18:56:22 »
Цитировать » Править

"Как дворянин, я признаю искусство, но как пруссак, я не люблю цыган" (с) Ю. Ряшенцев.
Зарегистрирован

Этак вот.

С уважением, Ингвалл.
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #10 В: 05/21/07 в 12:19:38 »
Цитировать » Править

О некоторых подвижках в деле фресок Бруно Шульца. Израильская сторона будто бы согласилась признать законным владельцем Украину с тем, чтобы выставлять фрески самим на правах "одолженного экспоната". С этим категорически несогласна Польша - формально не участник спора, но тоже весьма влиятельная сторона. Против также западноукраинское лобби музейщиков (это наше едва ли не единственное лобби). Их вариант - фрески возвращаются в Дрогобыч, где организуется музей Холокоста. Впрочем, переговоры продолжаются. Единственное, что радует - сохранность фресок хорошая.
Интересно, как это выглядит с точки зрения международного права? Какой вариант предпочла бы я, думаю, понятно.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #11 В: 10/09/07 в 14:32:13 »
Цитировать » Править

Антонина.когда-то до войны город Дрогобыч был областным центром на равных правах со Львовом.Позже стал районным городом и вошел со своей территорией во Львовскую область.Извиняюсь,Вы не львовянка?
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #12 В: 10/10/07 в 12:30:55 »
Цитировать » Править

Дрогобыч был областным центром где-то до начала 60-х. Потом в ходе укрупнения область включили в состав Львовской. Со всем остальным - не лучше ли в приват?  Smiley
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #13 В: 10/21/07 в 14:36:33 »
Цитировать » Править

Мемориальная доска на доме в Дрогобыче,где проживал Б.Шульц:http://www.vtrsoft.lviv.ua/WestUkr/Drogobyc/7.jpg
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Коричные дома на улице Крокодилов
« Ответить #14 В: 04/30/08 в 19:02:41 »
Цитировать » Править

Украина и Израиль урегулировали конфликт вокруг фресок польского художника Бруно Шульца. В соответствии с протоколом, который подписал в Иерусалиме вице-премьер Украины Иван Васюник, мемориальный комплекс "Яд-Вашем" получил право пользоваться росписями в течение 20 лет.
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.