Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
08/10/20 в 01:51:01

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Околоистория Центральной и Восточной Европы
   Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2 3  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных  (Прочитано 7592 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Цидас
Живет здесь
*****


Привидение Ципор

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2090
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #15 В: 10/13/07 в 20:26:40 »
Цитировать » Править

on 10/13/07 в 20:18:37, V.A.Gonsky wrote:

Да? Ну что ж, это меняет дело, прошу прощения у автора поста.
Можно вопрос - а откуда Вы об этом узнали?

 
Стиль изложения + предположение, что у автора нет причин поносить на ровном месте московитов. А Антрекот, вон, подтверждает, что так и есть.
Зарегистрирован

"Идеальный кот, объясненный словами, не есть идеальный кот"(c) Башня Рован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #16 В: 10/13/07 в 20:34:56 »
Цитировать » Править

on 10/13/07 в 20:26:40, Цидас wrote:

Стиль изложения + предположение, что у автора нет причин поносить на ровном месте московитов. А Антрекот, вон, подтверждает, что так и есть.

Ну, Федоров ругательски ругал не столько московитов, сколько тех местных невеж и невежд из числа начальников, священоначальников и учителей, что его в ереси обвиняли, "хотяче благое дело в злое превратити и Божие дело в конец погубити".  
Кстати, о царе он слова дурного не говорит.
 
upd - удивительное дело, стоит отойти, а за меня уже выводы делают.  
 
С уважением,
Антрекот
 
« Изменён в : 10/13/07 в 21:01:05 пользователем: Antrekot » Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
V.A.Gonsky
Живет здесь
*****


Стрелочник

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2062
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #17 В: 10/13/07 в 20:44:29 »
Цитировать » Править

on 10/13/07 в 20:26:40, Цидас wrote:

Стиль изложения + предположение, что у автора нет причин поносить на ровном месте московитов. А Антрекот, вон, подтверждает, что так и есть.

Антрекот, вон, передумал. Значит, всё-таки предположение, ну тогда хотелось бы взглянуть на эту ругань, чтобы внести ясность.
А то у меня возникло предположение, что Вы в сложной ситуации предварительно приватно обратились за помощью к Антрекоту. Это не так?
Зарегистрирован

Люди которые не говорят глупостей ни про евреев, ни про церковь, встречаются нечасто, и за них я стараюсь держаться и брать с них пример во всём, не ошибешься ©
Цидас
Живет здесь
*****


Привидение Ципор

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2090
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #18 В: 10/13/07 в 21:15:59 »
Цитировать » Править

on 10/13/07 в 20:44:29, V.A.Gonsky wrote:

А то у меня возникло предположение, что Вы в сложной ситуации предварительно приватно обратились за помощью к Антрекоту. Это не так?

 
Чего? Smiley  
« Изменён в : 10/13/07 в 21:19:23 пользователем: Цидас » Зарегистрирован

"Идеальный кот, объясненный словами, не есть идеальный кот"(c) Башня Рован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #19 В: 10/13/07 в 21:18:51 »
Цитировать » Править

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/Ivan_Fedorov/text.htm
Сия повесть изъясняет, откуда началась и как создавалась эта типография
 
По воле отца, с помощью сына и свершением святого духа, повелением благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси, типография эта создана в царствующем граде Москве в лето 7071 [1563 год], в тридцатое лето его царствования.
 
Не случайно начал я рассказывать это Вам, а потому, что великие беды испытали мы от озлобления людского, не от самого царя, но от многих гражданских и духовных начальников и учителей, которые из зависти обвиняли нас в различных ересях, желая благое превратить во зло и божье дело вконец погубить, как это бывает у злонравных и неученых и неискусных в разуме людей, не обучавшихся грамматической хитрости, не исполненных духовного разума, а только, как водится, злословящих. Уж такова природа зависти и ненависти не понимающих, куда ведут и на чем основываются. Потому из нашей земли и отечества от рода нашего мы были изгнаны и переселились в иные, неведомые нам страны. Когда же мы пришли оттуда, по благодати богоначального Исуса Христа, господа нашего, желающего судить мир по правде, принял нас любезно благочестивый государь Сигизмуид Август, король польский и великий князь литовский, русский, прусский, жемайтийский, мазовецкий и иных [земель] со всеми своими сановниками. Тогда, упросив со тщанием государя, вельможный пан Григорий Александрович Ходкевич, пап виленский, наивысший гетман Великого княжества Литовского, староста гродненский и могилевский, принял нас с [26] любовью под свое покровительство и всем необходимым снабжал долгое время. И этого еще было мало ему, что так устроил нас, он даровал мне немалую весь [селение] для моего пропитания. Мы трудились по воле господа нашего Исуса Христа, рассевая слово его по вселенной. Но вот пришел в глубокую старость наш покровитель, голова его стала страдать от частой боли, и повелел нам прекратить книгопечатание, художество наших рук оставить, заняться земледелием и проводить жизнь свою в здешнем мире за этим занятием. Но не земледелие дано мне в жизненный удел, владею не плугом, а искусством иных орудий, вместо хлебных семян сеять по вселенной семена духовные и всем по чину раздавать духовную сию пищу. Более всего страшился я владыки моего Христа, непрестанно вопрошающего меня: “Лукавый и ленивый раб, почему не дал серебра моего торгующим? Я пришел и взял бы свое с лихвою”. И когда я в уединении углублялся в себя, то не раз постель свою многими слезами омочил, размышлял в сердце своем, дабы но сгубить талант свой, дарованный от бога, не зарыть его в землю. И оттого, тужа в душе, говорил себе: “Неужто оставит меня господь, не пошлет благословения, отсечет милость свою к человеку, напрасно попирающему землю, словно в притче о смоковнице бесплодной?” И из-за всего этого ушел я оттуда и па пути многие скорби и беды обрел, не только потому, что долго странствовал, но и потому, что случилось тогда моровое поветрие, сильно стеснявшее мое передвижение; а прямо и ясно говоря — все самое злое, что случается в мире. И так благодаря человеколюбивому промыслу божию добрался я до богоспасаемого града, нарицаемого Львов. Все случившееся со мной в пути не принял я душою, дабы обрести Христа моего. Ибо все земное преходяще и подобно сну и тени; словно дым в воздухе, и благое и злое исчезает, как говорит апостол, в скорби рождается терпение, терпение порождает упование, а упование не оставит. Потому в сердце моем возгорелась любовь божья, духом святым данная, рассудившим все. И когда поселился в преименитом граде Львове и ходил как бы по выбитым следам некоего богом избранного мужа, то начал читать такую внутреннюю молитву: “Господь вседержатель, боже вечный и безначальный, ради одной лишь благости приведший все из небытия в бытие словом своим вседеятельным, духом уст своих живоначальных, который попечительство вечное над всем сущим имеет и опекает каждое творение свое, по [27] имени ею взывая. И в последние времена по неизреченной милости возродил падшее наше естество пришествием единородного сына твоего господа нашего Исуса Христа, ниспосланного за прегрешения паши и воскресшего ради нашею оправдания, его ранами нас исцелившего. По воле твоей и в похвалу славы благости твоей, прежде чем наречь нас по Исусу Христу сынами своими, дабы быть нам в любви, святыми и непорочными пред тобою, открывшему нам тайну воли своей, дабы изначально были мы одним из созданий твоих. Укрепи, боже, вложенное тобою в нас по неисповедимой глубине промысла твоего, ты, давший христианам истинную премудрость, вразуми меня, и постигну я закон твой, и не отними от уст моих слов истины ради братьев моих и ближних моих. Услышь молитву мою, господи, и молению моему внемли и слезам. Скиталец я и пришелец по воле твоей, как и все отцы мои. Избавь меня от страстей моих, дабы жил я в трудах и успокоился в созерцании и смирении. Ибо ты, о владыка, и прежде многое прощал из прегрешений сердца моего по молитвам святых твоих, изначально угодивших тебе и ныне служащих святостью и правдой. Аминь”.
 
И, помолившись, начал я готовиться к богоизбранному сему делу, дабы распространять богодухновенные догматы. И многократно обошел я богатых и знатных в миру, прося их помощи, и кланялся и припадал лицом к земле, из сердца капающими слезами моими ноги их омывал, и так не единожды и не дважды, а множество раз. И священнику в церкви велел всем объявить. Не испросил ничего умильными речами, не умолил многослезным рыданием, не исходатайствовал никакой помощи от священнических чипов и плакал прегорькими слезами, ибо не обрел ни сочувствующего, ни помогающего не только в русском народе, но и среди греков. Однако некоторые немногие из священнического чина и простые незнатные из мирян не обошли своею помощью. Не думаю, что от избытка своего они это делали, но как некая убогая вдовица от лишений своих давшая две лепты. Знаю, что в нынешнем мире данное ими возвратится к ним, а в будущей жизни воздается им сторицею. Молю Вас, не прогневайтесь на меня, грешного, пишущего это, не думайте, что корысти ради говорю и пишу; знает всякий, кто с начала прочитал эту краткую историю, как его милость пан Григорий Ходкевич одарил сполна всем необходимым для жизни плотской — пищей и одеждой. Но все это я ни во что вменил, не уповал на [28] неправду, не желал приобретений; богатство, хотя и много его стекалось, было мне не по сердцу.
 
Я предпочел переносить вышеописанные несчастья и беды, дабы умножая умножать слово божие и учение Исуса Христа.
 
Со смирением надлежит нам просить и начинать, в руках божиих миловать и совершать. Его царствия наследником надеюсь я быть, как да будет и всем нам. Благодатию и человеколюбием господа нашего Исуса Христа, ему же подобает слава, честь и поклонение с отцом и святым духом, ныне и в бесконечные века. Аминь.
 
А начала печататься сия книга, называемая Апостол, в богоспасаемом граде Львове, в ней деяния апостольские, и послания соборные, и послания святого апостола Павла, по воплощении господа бога и спаса нашего Исуса Христа в лето 1573-е, февраля в 25-й день; и закончена в лето 1574 того же месяца в 15-й день. Молим вас любовью духа господа нашего Исуса Христа, пожертвовавшего собой ради нас, всех рабов благословенного бога нашего, если случится кому когда вникнуть в сию душеполезную апостольскую книгу и понять, что потребно и душеполезно, то прежде всех виновнику всего благого, творцу жизни нашей, богу, да воздаст благодарение, а его милости, пану Григорию Александровичу Ходкевичу, пусть просит даровать вечную память наравне со святыми равнопрестольными, угодившими богу от века. Потом же сыновьям его милости, пану Андрею Григорьевичу Ходкевичу, пану подстолию Великого княжества Литовского (с XVI в. почетный титул, который давался магнатам.), старосте могилевскому и его милости пану Александру Григорьевичу Ходкевичу, старосте гродненскому, державцу Аиньскому (наместник Аиньской волости в Виленском воеводстве.), да просит душевного спасения и многолетнего здравия, понеже они истинные виновники этого полезного дела. Нам же, недостойным, дерзнувшим начать, просите прощения грехов, да и сама того же благословения и прощения грехов сподобитесь; и если в чем погрешность будет, бога ради исправляйте, благословите, а не кляните, ибо не писал дух святой, ни ангел, по рука грешная и бренная, как и у прочих необразованных.
 
Напечатал сию душеполезную апостольскую книгу в преименитом городе Львове во славу всемогущей и живоначальной троицы, отца и сына и святого духа. Аминь.
 
Иоанн Федорович, печатник из Москвы.
« Изменён в : 10/13/07 в 21:20:57 пользователем: Antrekot » Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
V.A.Gonsky
Живет здесь
*****


Стрелочник

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2062
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #20 В: 10/13/07 в 21:32:47 »
Цитировать » Править

on 10/13/07 в 21:15:59, Цидас wrote:

Чего? Smiley  

Странно, что я непонятного написал? Нет - так и скажите. Это же предположение! Smiley
Так это, ругань процитирована будет?
 
P.S. Ага, вот и она. Как видите, "невежество московитов" является довольно грубым обобщением завистников. Ч.т.д.
« Изменён в : 10/13/07 в 22:04:51 пользователем: V.A.Gonsky » Зарегистрирован

Люди которые не говорят глупостей ни про евреев, ни про церковь, встречаются нечасто, и за них я стараюсь держаться и брать с них пример во всём, не ошибешься ©
Цидас
Живет здесь
*****


Привидение Ципор

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2090
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #21 В: 10/13/07 в 22:39:07 »
Цитировать » Править

on 10/13/07 в 21:32:47, V.A.Gonsky wrote:

Странно, что я непонятного написал? Нет - так и скажите. Это же предположение! Smiley
Так это, ругань процитирована будет?

 
1. Непонятного много. Например, что это за трудное положение.
 
2. Ругань в самом деле процитирована, а вот почему вам было тяжело запустить Гугль, я так и не поняла. Вы вообще очень любите требовать принести вам тексты, а сами не ищете.  Wink  
Зарегистрирован

"Идеальный кот, объясненный словами, не есть идеальный кот"(c) Башня Рован
V.A.Gonsky
Живет здесь
*****


Стрелочник

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2062
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #22 В: 10/14/07 в 00:24:50 »
Цитировать » Править

on 10/13/07 в 22:39:07, Цидас wrote:

 
1. Непонятного много. Например, что это за трудное положение.
 
2. Ругань в самом деле процитирована, а вот почему вам было тяжело запустить Гугль, я так и не поняла. Вы вообще очень любите требовать принести вам тексты, а сами не ищете.  Wink  

1. Трудное положение - необходимость доказывать, что данная характеристика московитов принадлежит Федорову (что из текста, мягко говоря, не очевидно). Вы высказались так, словно Вы в курсе этого обстоятельства. Что меня несколько удивило, поскольку Вы, вроде бы, не историк и не филолог, поэтому я и предположил, что Вы обратились за консультацией к специалисту.
 
2. Ну во-первых я поискал, так что Вы неудачно в сердцах почитали. Во-вторых, я не очень понимаю, какой запрос к Гуглю столь очевиден, что однозначно указывает на приведенный вариант.
 
В-третьих, никакой невежественности московитов в словах Федорова нет - с этим Вы согласны?
Зарегистрирован

Люди которые не говорят глупостей ни про евреев, ни про церковь, встречаются нечасто, и за них я стараюсь держаться и брать с них пример во всём, не ошибешься ©
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #23 В: 10/14/07 в 07:59:05 »
Цитировать » Править

Федоров пишет о невежестве и неразумии.  Но правильнее, на мой взгляд, будет говорить об ином отношении к знаку и слову.  Эта работа уже цитировалась в Уделе, приведу ее еще раз
Б. Успенский "РАСКОЛ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ XVII ВЕКА"
http://www.ruthenia.ru/fest/pprs/lotman70/bau.htm
Для православной церкви Московской Руси (на Украине и в Литве положение принципиально иное (*)) в то время было в высшей степени характерно именно неконвенционное отношение к священным текстам.  И сам факт внесения поправок и подчинения священного смысла грамматике воспринимался как покушение на содержание текста (**).
С Максимом же Греком впоследствии и вовсе вышло чудо - его канонизировали, _не_ отменив два приговора, признававших его виновным в шпионаже и многочисленных ересях.
 
(*) Петр Могила, тот даже специально оговаривал, что никакие описки в священных текстах душе повредить не могут, поскольку на существе текста не сказываются.
(**) такое мнение и в РКЦ вполне встречалось - "неподчинение Христа Донату" - тоже в своем роде общее место.  Однако эта позиция не стала определяющей.
 
С уважением,
Антрекот
« Изменён в : 10/14/07 в 08:01:21 пользователем: Antrekot » Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #24 В: 10/14/07 в 12:42:47 »
Цитировать » Править

Все это так,но факт остается фактом:Грозный утратил для государства российского талантливого печатника,а приобрели его Ходкевич в Вильно,К.Острожский в Остроге и наконец Львовское Ставропигийское братство,т.е. от произвола Грозного выиграло только просвещение Европы.Я не прав?
Зарегистрирован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #25 В: 10/14/07 в 13:16:24 »
Цитировать » Править

Я думаю, что произвол Грозного тут ни при чем.
И думаю вот почему:
1. Федоров уехал из Москвы, с семьей, коллегой и, что тем более показательно, частью типографии.  Если бы его _преследовали_, далеко бы он, спрашивается, ушел с этим оборудованием?
2. Сам Федоров, находясь в Литве, в государстве, которое с Московской Русью вело войну, и где об Иване были мнения достаточно дурного, продолжает отзываться о московском государе в степенях превосходных и специально оговаривает, что Иван к его неприятностям отношения не имел.  У него нет _никаких_ мотивов это делать, если это не было так на самом деле.
(Интересно, поставят ли мне в вину чтение в сердце Федорова?)
 
Так что, полагаю, Федоров столкнулся с тем самым  магическим отношением к священному слову, на которое и до, и после него книжники в Московской Руси напарывались; после смерти Макария потерял защитника внутри церкви - и царь решил, что существование типографии важнее личности типографа.  А типографу никакого зла не сделал, а просто из Москвы его спровадил.
Выиграло от этого, конечно, Княжество.
 
С уважением,
Антрекот
« Изменён в : 10/14/07 в 13:18:42 пользователем: Antrekot » Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #26 В: 10/15/07 в 11:23:46 »
Цитировать » Править

Еще интересная деталь:антропологи,исследовавшие скелет Федорова,нашли на костях следы от ран,нанесенных холодным оружием(мечом или ножом?).Это наводит на мысль,что сей муж был не робкого десятка:если даже предположить что он не участвовал в сражениях,то в уличные разборки в его жизни имели место.
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #27 В: 10/15/07 в 11:47:50 »
Цитировать » Править

Естественно, что неробкого, и даже занимался военной инженерией - что-то там артиллерийское изобрел.
Известній исторический анекдот - как Федоров в бытность свою в Дермани по предписанию князя Острожского возглавил нападение на соседнее село. Так что задирой не был, но в случае чего постоять за себя мог.
А кто в курсе истории с поджогом типографии в Москве? Это вроде была анонимная типография.
« Изменён в : 10/15/07 в 13:06:38 пользователем: antonina » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #28 В: 11/23/07 в 11:50:40 »
Цитировать » Править

А вот как раз материал в тему – статья из львовской газеты «Високий Замок»
 
Галина Гузьо
Ходит-бродит призрак первопечатника

 
(Работники Музея давней украинской книги, действующего при Львовской галерее искусств, уже не первый год слышат в помещении странные звуки. Вроде кто-то тяжелыми шагами ходит по музею, тяжело вздыхает, изредка покашливает)
 
 
Первыми регулярные аномальные явления заметили сторожа музея. Ночью из фондов и коридоров были слышны человеческие шаги и дыхание. Длительное время этому не придавали особого значения. А потом подметили закономерность – странные звуки слышны только в определенный период года: от Дня всех святых и до Рождества. Иногда музейный призрак устраивает «погром» - поднимает страшный шум, как будто бы в фондохранилище падают металлические полки с книгами. Но стоит взглянуть на место преступления – все тихо, все на своих местах.
Как-то заведующая Музеем книги Лариса Спаська стала свидетелем необычного поведения невидимого обитателя фондов. Извлекая из хранилища какое-то издание, она увидела, как на одной из удаленных полок сама собой медленно движется книга. Двигалась-двигалась, пока не упала на пол – раскрывшись. Преодолев страх, Лариса Игоревна подошла к книге и увидела, что она открылась на главе «Чин погребения».
-Мистика или не мистика? – пожимает плечами Лариса Спаська. –Призрака никто из работников музея не видел, но необычные звуки все мы слышали. Не могут же быть у всех одинаковые галлюцинации.
Вероятно, мистическая аура образовалась вокруг Музея книги из-за того, что в его уникальных фондах вместе с 12 000 экспонатов в специальном сейфе хранятся несколько деревянных ящиков, в одном из которых, как предполагают ученые. находятся останки первопечатника Ивана Федорова.
С 1977 по 1990 год Музей книги «проживал» в комплексе Онуфриивского монастыря  о.Василиан во Львове. Потом книжное собрание на 6 лет перебралось в Львовскую галерею искусств. А в 1996 году музей занял пустующее помещение, сооруженное в свое время «Метробудом» в дворе палаца Потоцких (там, где проводится форум издателей, даже странно, что призрак первопечатника не посещает и это мероприятие – А.). Вместе с фондами Музея книги с места на место переселились ящики с костями.
В 1975 году во время раскопок в Онуфриивском комплексе между центральным и правым нефом нашли неизвестное захоронение. По одной из версий, оно может принадлежать первопечатнику Ивану Федорову. Останки удалось отыскать по плану одного из настоятелей монастыря. На нем место находки было обозначено крестом и подписано «Иван Федоров». Экспертиза установила, что кости принадлежали двоим людям. Один из них был похоронен в возрасте около 70-и лет, второй – около 25-и. Это самым лучшим образом подходило к версии, что останки принадлежат Ивану Федорову и его сыну, Ивану Друкаревичу, который умер вскоре после смерти отца. Хотя другая экспертиза – на содержание в костях свинца – не обнаружила этого вещества. Впрочем, известные первопечатники могли и не стоять возле печатного станка, а просто руководить процессом.
Доподлинно известно, что Иван Федоров был похоронен на Онуфриевском кладбище в 1583 году. Но допускают, что в 18-м веке его надгробную плиту перенесли в монастырь, а останки монахи позже перезахоронили. В конце 18-го века игумен Онуфриивского монастыря Модест-Марк Гриневицкий на перводруке «Апостола», хранившемся в этом комплексе, написал: «А сам друкарь похоронен в нашей церкви». И изобразил надгробную плиту Федорова.
В 30-е годы 19-го века русский граф Уваров, большой библиофил, посетив Галичину, сделал с плиты Федорова гипсовый слепок. До 1924 года этот слепок хранился в Москве – в Румянцевском собрании. Дальнейшее местонахождение гипсовой копии плиты неизвестно, но есть ее фотография. Не сохранился до наших дней и оригинал надгробной плиты Ивана Федорова – она была случайно уничтожена во время ремонта в Онуфриивском монастыре в 1883 году. Рабочие хотели передвинуть плиту из одного места в другое, а она, изготовленная из песчаного камня, распалась.
…В последние дни музейный призрак несколько угомонился. Возможно, его успокоил тот факт, что два года назад  Львов впервые посетили исследователи из Киева и Москвы, которые на современной аппаратуре начали изучать останки. В конце года ученые планируют продолжить исследования. А теперешний игумен Онуфриивского монастыря отцов-Василиан согласился, при подтверждении, перезахоронить Ивана Федорова по всем церковным законам.
-----------------------------------------------------------------
 
К этой заметке газета присовокупила краткую сводку разных призраков, обитающих в замках т.н. «золотой подковы». Олеський замок может похвалится призраком несчастного влюбленного Адама Жолкевского, покончившего с собой из-за любовных невзгод, в нижней части замка, в монастыре капуцинов, любит прогуливаться монах Кость. «Музейщики с почтением относятся к этому призраку и часто оставляют ему оставшееся от чаепитий, поскольку известно, что беднягу уморили голодом» (О монахе не знаю, но о «чаепитиях» львовских музейщиков кое-что могу рассказать: однажды я была свидетелем, как, увлекшись процессом, на некий пейзаж вместо этикетки «Натюрморт с цветами» влепили «Натюрморт с тортом»- А.).
Пидгорецкий замок посещает некая Белая пани, которая обычно прогуливается вокруг замка после захода солнца. А в Золочевском замке обитает призрак любимой жены Яна Собесского, знаменитой Марысеньки. Чтобы ей не было скучно – Марысенька любила мужское общество – она может посетить владельца соседнего Китайского дворца, Черного рыцаря.
Как пишет автор этой заметки, Галина Вдовиченко, «возможно, в старых зданиях «дышат» полы, а в закрытых от глаз стенных отверстиях гуляет ветер, порождая необычные звуки. Но когда я выдвигала материалистические объяснения непонятных явлений, на меня смотрели с нескрываемой иронией».
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
« Ответить #29 В: 11/23/07 в 13:21:26 »
Цитировать » Править

Добрый день,Антонина,рад Вас видеть!Материал интересный-надо дальше проследить за работой экспертной комиссии:может всплывут какие-то новые факты и детали из жизни первопечатника.Но я бы хотел поговорить в тему вот о ком:соратнике И.Федорова по печатному делу Петре Тимофеевиче Мстиславце-фигуре малоизученной.
В 1569 г.пути их расходятся:Федоров продолжает работать у Ходкевича в Заблудове,а Мстиславец принимает предложение купцов Мамоничей и выезжает в Вильно:
 
Петр Тимофеев Мстиславец направил свои стопы в Вильно, где на средства православных купцов братьев Кузьмы и Луки Мамоничей оборудовал новую типографию; помощь в этом деле оказали ему также богатые горожане Иван и Зиновий Зарецкие. Вопреки утверждению Т. Ильяшевича (Drukarnia... S. 42—43) ничего не известно об участии П. Т. М. в постройке под городом бумажной мельницы. В «доме Мамоничей» московский печатник выпустил три книги — Евангелие (1575 г.), Псалтирь (1576 г.) и Часовник (между 1574 и 1576 гг.). Вскоре, однако, между «друкарем» и финансировавшими его предприятие Мамоничами произошел разрыв. Как отмечается в протоколе заседания Виленского городского суда от мая 1577 г., еще в марте 1576 г. суд рассматривал тяжбу между Кузьмой Мамоничем и П. Т. М. по разделу типографии и постановил все нераспроданные экземпляры изданий оставить Мамоничу, а типографское оборудование отдать печатнику; поскольку в течение года виленский купец не выполнял решения суда, П. Т. М. вторично вызвал его в ратушу и призвал к ответу. Документов о дальнейшем течении дела не сохранилось, но, судя по тому, что в позднейших изданиях Мамоничей не встречается ни шрифта, ни досок из орнамента П. Т. М., местный богач все же удовлетворил иск. По-видимому, вскоре после разрешения тяжбы с Мамоничами московский «друкарь» умер; во всяком случае о его последующей деятельности не сохранилось никаких сведений.
 
А. С. Зернова проследила дальнейшую судьбу типографского материала П. Т. М. Оказалось, что его виленским шрифтом были напечатаны две книги острожской типографии — «Книга о постничестве» Василия Великого (1594 г.) и Часослов (1602 г.), а также титульный лист Азбуки 1598 г. В целом ряде острожских изданий встречаются оттиски с досок П. Т. М. Кроме того, исследовательница обратила внимание на одинаковую плотность набора в виленских книгах и двух названных острожских изданиях. Все это позволило ей высказать предположение, что из Вильно П. Т. М. перебрался в Острог и продолжал там трудиться до нач. XVII в.; впрочем, она не исключает, что острожские издания — работа учеников виленского печатника.
 
Какое участие принимал П. Т. М. в написании послесловий к московским изданиям и предисловия к заблудовскому Учительному Евангелию (т. е. совместным с Иваном Федоровым работам), сказать трудно. Что касается послесловий к виленским Евангелию и Псалтири, то с литературной точки зрения они остаются неизученными. А. С. Зернова отметила близость их по стилю к предисловиям Ивана Федорова (3ернова А. С. Первопечатник... С. 88); Е. Л. Немировский обнаружил в послесловии к Евангелию 1575 г. заимствование из послания Артемия, игумена Троицкого (Немировский Е. Возникновение книгопечатания в Москве. С. 50), а Н. К. Гаврюшин нашел в послесловии к Псалтири цитату из «Диалектики» Иоанна Дамаскина. Соратник Ивана Федорова был таким же разносторонне одаренным человеком, как сам первопечатник. А. С. Зернова приводит остроумные доказательства того, что П. Т. М. принадлежат гравюры в его виленских изданиях; она атрибутирует ему и гравюру с изображением Василия Великого из «Книги о постничестве». В. Ф. Шматов приписывает П. Т. М. изображение герба Г. А. Ходкевича в заблудовском издании 1569 г. (Шматов В. Ф. Художественное оформление заблудовских изданий / Иван Федоров и восточнославянское книгопечатание. С. 103—104).
 
В нижеследующем перечне изданий с послесловиями и предисловием, в написании которых, как можно думать, принимал участие П. Т. М., новейшие перепечатки этих текстов не учитываются. О совместной деятельности Ивана Федорова и П. Т. М. см. дополнительную литературу в статье: Иван Федоров.
 
Изд.: Апостол. М., 1564. Л. 260—261; Часовник. М., 29.IX.1565. Л. 171—173 (без фолиации); Часовник. М., 29.X.1565. Л. 170—172 (без фолиации); Евангелие учительное. Заблудово, 1569. Л. 2—4 (1-го сч.); Евангелие. Вильно, 1575. Л. 393—395; Псалтирь. Вильно, 1576. Л. 249—250
 
Если эта гипотеза верна и Федоров с Мстиславцем вновь встретились и совместно работали в Остроге,то почему это было тайной для истории и какую цель преследовали своей конспирацией два первопечатника?Где захоронение Петра-неизвестно.В могиле Федорова было найдено 2 скелета:кто второй?Безымянный мастер-помощник Ивана?Его сын?А может там был тайно погребен Мстиславец вместе со своим великим соратником?Кто ответит на эти вопросы?
Зарегистрирован
Страниц: 1 2 3  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.