Удел Могултая (https://www.wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)
Сконапель истуар - что называется, история >> Околоистория Центральной и Восточной Европы >> Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
(Message started by: olegin на 10/09/07 в 15:10:46)

Заголовок: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем olegin на 10/09/07 в 15:10:46
"Iоанъ Феодоровичь друкарь Москвитинъ которьи своимъ тщаниемь друкованiе занедбалое обновилъ"
(Надпись на надгробной плите Федорова во дворе Святоонуфриевской церкви во Львове)
 
Первопечатник
 
Издательская и типографская деятельность Ивана Федорова (ок. 1510-1583) начиналась в Москве. В 1563 Иван Федоров был дьяконом одной из церквей Московского Кремля. Именно тогда в Москве открылась первая типография. Ивана Федорова позвали туда печатником. Его помощником и другом стал Петр Мстиславец. ...
В начале 1563 года в Москве, на Никольском крестце (средняя часть нынешней Никольской улицы, где сейчас находится Российский государственный гуманитарный университет) было возведено здание первой государственной типографии ("дом... идеже печатному делу строитися), в котором 19 апреля 1563 года "некии хитрыи мастеры печатному делу" Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец приступили к работе над "Апостолом". Работа эта длилась около года. 1 марта 1564 года "Апостол" - первая точно датированная русская печатная книга - увидел свет. В художественно-техническом отношении книга выполнена безукоризненно. Бесспорно, что и Федоров и Мстиславец к этому времени были уже опытными мастерами, в совершенстве овладевшими всеми тонкостями типографского искусства еще в процессе работы над "безвыходными" изданиями в "анонимной" типографии (функционировала в Москве в 1553-1563 гг.).
В 1564-1565 годах они выпустили две первых книги: "Апостол" и "Часовник". После "Апостола" двумя изданиями (в сентябре и октябре 1565 года) вышел "Часовник". Но в начале следующего года печатники внезапно покинули Москву. Долго работать в Москве Ивану Федорову и Петру Мстиславцу не удалось - из-за преследований невежественной церковной верхушки они переехали в Литву, а затем в Украину, во Львов. Причиной бегства первопечатников из Москвы была невежественность московитов и гонения патриархов церкви.
Львов -вначале стал местом,а затем и Родиной первопечатника.Именно во Львове Федорову предоставляються все возможности для продолжения его
работы.
Впоследствии, уже работая во Львове, Иван Федоров в послесловии к львовскому "Апостолу" обстоятельно изложил причины, побудившие его и Петра Мстиславца уехать из Москвы. Их типографская деятельность в московской печатне прекратилась из-за "великих преследований... от многих начальников и духовных властей". Иван Федоров в резких выражениях, смело обличает "злонравных, невежественных и неразвитых людей, которые ни в грамматических тонкостях навыка не имеют и духовным разумом не наделены", в измышлении клеветы, вынудившей печатников оставить Отечество и переселиться "в иные, незнаемые страны".


Приблизительно в три - три с половиной десятилетия укладываются все известные события его жизни: годы учения, работа в так называемой "анонимной" типографии, наконец, многолетний самостоятельный труд - организация нескольких типографий, подготовка и выпуск в свет двенадцати изданий. В поисках более или менее благоприятных условий для осуществления своего книжного предприятия он много странствовал, ему приходилось совершать долгие путешествия, останавливаться в городах и селах России, Белоруссии, Литвы, Украины. Он жил и работал в Москве, Заблудове, Львове, Дермани, Остроге. Считают, что он посетил по делам Вильну и Краков. Возможно, в его биографии имели место поездки (тоже деловые) в Вену и Дрезден.
Московские печатники направились в Великое княжество Литовское. Гетман Ходкевич, меценат и просветитель, предложил им основать типографию в своем заблудовском имении (недалеко от Гродно). Около трех лет было затрачено на организацию типографии, на оснащение ее необходимым оборудованием и материалами. Лишь летом 1568 года они приступили к работе над "евангелием учительным". Это было последнее совместное издание Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Летом 1569 года Мстиславец оставляет Заблудов. Прерывается многолетнее содружество московских первопечатников. Федоров остается у Ходкевича и продолжает работать в заблудовской типографии (в 1570 году печатает здесь "Псалтырь" с "Часословцем"). Но Ходкевич со временем все меньше интересовался делами своей типографии. И в 1572 году Иван Федоров тоже покидает Заблудов. Он перебирается во Львов. И последние десять лет жизни первопечатника прошли во Львове, Остроге и Дермани. Это были годы напряженной и плодотворной работы. Достаточно сказать, что здесь, во Львове,увидели свет по крайней мере семь из двенадцати известных в настоящее время федоровских изданий. Во Львове 25 февраля 1573 года Иван Федоров приступил в организованной им типографии к печатанию "Апостола" и через год - 15 февраля 1574 года - завершил свой труд. Львовский "Апостол" - это своего рода "второе издание" московской книги с некоторыми дополнениями. Кроме гравюры с изображением евангелиста Луки, повторяющей с некоторыми изменениями гравюру московского издания, во львовском "Апостоле" помещены еще две иллюстрации: родовой герб гетмана Ходкевича и чрезвычайно сложная композиция из замысловато сплетенных ветвей, на фоне которых симметрично расположены герб города Львова и типографский знак Ивана Федорова. Но самое важное отличие львовского "Апостола" от московского издания - это послесловие, составленное Иваном Федоровым и озаглавленное им "Настоящая повесть показывает, откуда началась и как создавалась эта печатня". В послесловии обстоятельно рассказывается о тех событиях, которыми были наполнены годы, предшествовавшие львовскому периоду его жизни, о причинах, побудивших его прекратить типографскую деятельность в Москве. Предполагают, что львовский "Апостол" был напечатан в количестве 1000-1200 экземпляров - тираж по тем временам немалый. Около ста экземпляров книги сохранились до наших дней. Но самой настоящей библиографической редкостью является другое львовское издание Ивана Федорова - "Букварь" (в литературе это издание называют также "Грамматикой", "Азбукой"). Первые сведения об уникальном издании появились в печати в 1939 году. Сейчас единственный экземпляр этого федоровского издания хранится в библиотеке Гарвардского университета (США).
В общей сложности Иван Федоров прожил во Львове около четырех лет. В 1575 году он оставил Львов и поступил на службу к князю Константину Острожскому. В Остроге выходят в свет "Букварь", "Псалтырь" и "Новый завет" (1590), "Книжка, собрание вещей нужнейших", "Хронология" Андрея Рымши, "Библия" (самая крупная работа Ивана Федорова). Выходом в свет перечисленных книг завершилась издательская и типографская деятельность Ивана Федорова. В последующие годы Иван Федоров несколько раз наведывался во Львов. В январе 1583 года он ездил в Краков "по делу отливки малой войсковой пушки". Весной того же года посетил Вену, где познакомил императорский двор со своим изобретением - разборной многоствольной пушкой. Во второй половине 1583 года Иван Федоров возвратился во Львов. 5 декабря 1583 года, после тяжелой болезни он скончался. Похоронили его на кладбище возле Онуфриевского монастыря. На могиле установили надгробную плиту с типографским знаком первопечатника. В декабре 1977 года в Онуфриевском монастыре был открыт музей Ивана Федорова. В 1990 году монастырь попал в руки монахов-базилиан и музей был ликвидирован.
Львовяне чтут памятьсвоего великого земляка - в городе действует Украинский Полиграфический Институт имени И.Федорова,в котором учились студенты из многих стран зарубежья и СССР.
Есть площадь имени Ивана Федорова и памятник.

Сохранившийся личный автограф (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/7/75/Автограф_ИФедорова_23_июля_1583.jpg) Ивана Федорова:
Федоров (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5a/Ivan_fedorov_monument_lviv_20060602.jpg) и по сей день ходит улицами города Львова,сея разумное и вечное.


Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем credentes на 10/09/07 в 19:48:27

Quote:
В 1990 году монастырь попал в руки монахов-базилиан и музей был ликвидирован.  
Львовяне чтут памятьсвоего великого земляка - в городе действует Украинский Полиграфический Институт имени И.Федорова,в котором учились студенты из многих стран зарубежья и СССР.


Пара неточностей - монастырь попал в руки базилиан в 1991 году, и в 1992 году музей был временно закрыт. Я работала там, когда старопечатные книги на улицу выбрасывали. Он всегда был филиалом Львовской Галереи искусств. Закрыт был для посещения, но сама коллекция и несколько сотрудников работали в фондах галереи.
Где-то к 1999 году музей заработал вновь, но в другом месте, и открылся, когда она получила помещение Дворца Потоцких.
Украинский Полиграфический институт сейчас носит название Украинской Академии Печати.

С уважением

Credentes

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем olegin на 10/09/07 в 20:48:33
Спасибо!Я слышал,что скелет Федорова временно помещен в Академии Печатания(бывший Полиграф).Надгробная плита с могилы была утеряна еще в середине 19 в.( Читал где-то,что остатки ее князь С.С.Урусов вывез в Россию).Где-то ведь есть и могила сына Федорова,который был замучен Гедеоном Балабаном(были по-видимому у него и дети,да судьба их неизвестна).

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем credentes на 10/13/07 в 12:42:08
Вообще то скелет Федорова тоже находится в музее Федорова, то бишь в галерее искусств. И по моему плита.
Но я проверю.

С уважением

Credentes

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем Цидас на 10/13/07 в 13:00:18
А в чем его духовенство обвиняло?

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем Antrekot на 10/13/07 в 14:29:53
Судя по всему, Федорова обвинили в ереси.  И кажется, не столько за саму идею книгопечатания и не за изобретенный им печатный полуустав, а за то, что он в тексте "Апостола" грамматические ошибки исправлял - и вообще выверил версию.  А книга-то священная...

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем antonina на 10/13/07 в 15:56:13
А с его сыном - по-видимому, обычная политическая разборка. Он, похоже, написал "пашквиль" в адрес Балабана, за что тот и сгноил его в тюрьме.
Я помню еще детективную историю поиска автографа Федорова, но так и не могу вспомнить, нашли ли его.
Возможно, Федорова обрадовало бы, что прямо возле его памятника устроился букинистический базарчик.  :)
Картинная галерея в начале 90-х переживала ужасные времена. Страшное ограбление с двойным убийством и всеобщая неразбериха. Если бы не энергия Бориса Возницкого...

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем olegin на 10/13/07 в 17:24:27
Поначалу Иоан Грозный всячески способствовал первопечатнику:открыл типографию и т.д.Но монахи в монастырях начали интриговать против первопечатника:он подрывал их монополию на переписку книг от руки гусиным пером.Придумали обвинение в ересях,настроили против него Грозного(А он был очень богобоязнен,хотя и изверг еще тот).В результате гонений Федоров покинул Москву.Надгробие его не сохранилось это исторический факт,к сожалению.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем V.A.Gonsky на 10/13/07 в 17:40:34

on 10/09/07 в 15:10:46, olegin wrote:
 
Причиной бегства первопечатников из Москвы была невежественность московитов и гонения патриархов церкви.

Гы-гы.
Ну никак не обойтись без того, чтобы московитов пнуть.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем Цидас на 10/13/07 в 17:43:02

on 10/13/07 в 17:40:34, V.A.Gonsky wrote:
Гы-гы.
Ну никак не обойтись без того, чтобы московитов пнуть.


Вы хотите сказать, что московиты, от которых пришлось бежать первопечатникам, были вежественны?  :)

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем Antrekot на 10/13/07 в 17:57:51

Quote:
Но монахи в монастырях начали интриговать против первопечатника:он подрывал их монополию на переписку книг от руки гусиным пером.Придумали обвинение в ересях,настроили против него Грозного(А он был очень богобоязнен,хотя и изверг еще тот).В результате гонений Федоров покинул Москву.Надгробие его не сохранилось это исторический факт,к сожалению.

Видите ли, Ивана IV можно обвинить во многом, но не в непоследовательности - в этих вопросах.  Если бы его "настроили" против Федорова, тот бы из Москвы миром не уехал, да еще с частью типографии.  Тут, скорее, дело в том, что после смерти Макария Федоров остался без защиты внутри самой церкви и царь, не желая создавать еще одну зону трений, предпочел сохранить типографию, а не человека.  Исправление и сверка священных книг были в те времена делом очень взрывоопасным, от "грамматики"  слишком сильно пахло нестяжателями и персонально Максимом Греком - ну а чем эта затея аукнулась через столетие, тоже, как бы, известно.  Тому же Греку в свое время убеждение, что соответствующие тексты, используемые на Руси, находятся в неудовлетворительном состоянии, тоже зачли за ересь.

Кстати, поскольку типография сохранилась и печатала, полагаю, что перья тут не совсем причем.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем V.A.Gonsky на 10/13/07 в 19:05:38

on 10/13/07 в 17:43:02, Цидас wrote:
Вы хотите сказать, что московиты, от которых пришлось бежать первопечатникам, были вежественны?  :)

Вы тоже хотите сказать, что московиты были невежественны? Фраза была построена именно так, давайте не лукавить.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем Цидас на 10/13/07 в 19:23:04

on 10/13/07 в 19:05:38, V.A.Gonsky wrote:
Вы тоже хотите сказать, что московиты были невежественны? Фраза была построена именно так, давайте не лукавить.


Насколько я понимаю, это пересказ ругани печатника, а уж у него-то были основания.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем Antrekot на 10/13/07 в 19:32:08
Пересказ.  С грамматикой, мол, незнакомы и разума не исполнены...

C уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем V.A.Gonsky на 10/13/07 в 20:18:37

on 10/13/07 в 19:23:04, Цидас wrote:
Насколько я понимаю, это пересказ ругани печатника, а уж у него-то были основания.

Да? Ну что ж, это меняет дело, прошу прощения у автора поста.
Можно вопрос - а откуда Вы об этом узнали?

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем Цидас на 10/13/07 в 20:26:40

on 10/13/07 в 20:18:37, V.A.Gonsky wrote:
Да? Ну что ж, это меняет дело, прошу прощения у автора поста.
Можно вопрос - а откуда Вы об этом узнали?


Стиль изложения + предположение, что у автора нет причин поносить на ровном месте московитов. А Антрекот, вон, подтверждает, что так и есть.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем Antrekot на 10/13/07 в 20:34:56

on 10/13/07 в 20:26:40, Цидас wrote:
Стиль изложения + предположение, что у автора нет причин поносить на ровном месте московитов. А Антрекот, вон, подтверждает, что так и есть.

Ну, Федоров ругательски ругал не столько московитов, сколько тех местных невеж и невежд из числа начальников, священоначальников и учителей, что его в ереси обвиняли, "хотяче благое дело в злое превратити и Божие дело в конец погубити".  
Кстати, о царе он слова дурного не говорит.

upd - удивительное дело, стоит отойти, а за меня уже выводы делают.

С уважением,
Антрекот


Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем V.A.Gonsky на 10/13/07 в 20:44:29

on 10/13/07 в 20:26:40, Цидас wrote:
Стиль изложения + предположение, что у автора нет причин поносить на ровном месте московитов. А Антрекот, вон, подтверждает, что так и есть.

Антрекот, вон, передумал. Значит, всё-таки предположение, ну тогда хотелось бы взглянуть на эту ругань, чтобы внести ясность.
А то у меня возникло предположение, что Вы в сложной ситуации предварительно приватно обратились за помощью к Антрекоту. Это не так?

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем Цидас на 10/13/07 в 21:15:59

on 10/13/07 в 20:44:29, V.A.Gonsky wrote:
А то у меня возникло предположение, что Вы в сложной ситуации предварительно приватно обратились за помощью к Антрекоту. Это не так?


Чего? :)  

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем Antrekot на 10/13/07 в 21:18:51
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/Ivan_Fedorov/text.htm
Сия повесть изъясняет, откуда началась и как создавалась эта типография

По воле отца, с помощью сына и свершением святого духа, повелением благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси, типография эта создана в царствующем граде Москве в лето 7071 [1563 год], в тридцатое лето его царствования.

Не случайно начал я рассказывать это Вам, а потому, что великие беды испытали мы от озлобления людского, не от самого царя, но от многих гражданских и духовных начальников и учителей, которые из зависти обвиняли нас в различных ересях, желая благое превратить во зло и божье дело вконец погубить, как это бывает у злонравных и неученых и неискусных в разуме людей, не обучавшихся грамматической хитрости, не исполненных духовного разума, а только, как водится, злословящих. Уж такова природа зависти и ненависти не понимающих, куда ведут и на чем основываются. Потому из нашей земли и отечества от рода нашего мы были изгнаны и переселились в иные, неведомые нам страны. Когда же мы пришли оттуда, по благодати богоначального Исуса Христа, господа нашего, желающего судить мир по правде, принял нас любезно благочестивый государь Сигизмуид Август, король польский и великий князь литовский, русский, прусский, жемайтийский, мазовецкий и иных [земель] со всеми своими сановниками. Тогда, упросив со тщанием государя, вельможный пан Григорий Александрович Ходкевич, пап виленский, наивысший гетман Великого княжества Литовского, староста гродненский и могилевский, принял нас с [26] любовью под свое покровительство и всем необходимым снабжал долгое время. И этого еще было мало ему, что так устроил нас, он даровал мне немалую весь [селение] для моего пропитания. Мы трудились по воле господа нашего Исуса Христа, рассевая слово его по вселенной. Но вот пришел в глубокую старость наш покровитель, голова его стала страдать от частой боли, и повелел нам прекратить книгопечатание, художество наших рук оставить, заняться земледелием и проводить жизнь свою в здешнем мире за этим занятием. Но не земледелие дано мне в жизненный удел, владею не плугом, а искусством иных орудий, вместо хлебных семян сеять по вселенной семена духовные и всем по чину раздавать духовную сию пищу. Более всего страшился я владыки моего Христа, непрестанно вопрошающего меня: “Лукавый и ленивый раб, почему не дал серебра моего торгующим? Я пришел и взял бы свое с лихвою”. И когда я в уединении углублялся в себя, то не раз постель свою многими слезами омочил, размышлял в сердце своем, дабы но сгубить талант свой, дарованный от бога, не зарыть его в землю. И оттого, тужа в душе, говорил себе: “Неужто оставит меня господь, не пошлет благословения, отсечет милость свою к человеку, напрасно попирающему землю, словно в притче о смоковнице бесплодной?” И из-за всего этого ушел я оттуда и па пути многие скорби и беды обрел, не только потому, что долго странствовал, но и потому, что случилось тогда моровое поветрие, сильно стеснявшее мое передвижение; а прямо и ясно говоря — все самое злое, что случается в мире. И так благодаря человеколюбивому промыслу божию добрался я до богоспасаемого града, нарицаемого Львов. Все случившееся со мной в пути не принял я душою, дабы обрести Христа моего. Ибо все земное преходяще и подобно сну и тени; словно дым в воздухе, и благое и злое исчезает, как говорит апостол, в скорби рождается терпение, терпение порождает упование, а упование не оставит. Потому в сердце моем возгорелась любовь божья, духом святым данная, рассудившим все. И когда поселился в преименитом граде Львове и ходил как бы по выбитым следам некоего богом избранного мужа, то начал читать такую внутреннюю молитву: “Господь вседержатель, боже вечный и безначальный, ради одной лишь благости приведший все из небытия в бытие словом своим вседеятельным, духом уст своих живоначальных, который попечительство вечное над всем сущим имеет и опекает каждое творение свое, по [27] имени ею взывая. И в последние времена по неизреченной милости возродил падшее наше естество пришествием единородного сына твоего господа нашего Исуса Христа, ниспосланного за прегрешения паши и воскресшего ради нашею оправдания, его ранами нас исцелившего. По воле твоей и в похвалу славы благости твоей, прежде чем наречь нас по Исусу Христу сынами своими, дабы быть нам в любви, святыми и непорочными пред тобою, открывшему нам тайну воли своей, дабы изначально были мы одним из созданий твоих. Укрепи, боже, вложенное тобою в нас по неисповедимой глубине промысла твоего, ты, давший христианам истинную премудрость, вразуми меня, и постигну я закон твой, и не отними от уст моих слов истины ради братьев моих и ближних моих. Услышь молитву мою, господи, и молению моему внемли и слезам. Скиталец я и пришелец по воле твоей, как и все отцы мои. Избавь меня от страстей моих, дабы жил я в трудах и успокоился в созерцании и смирении. Ибо ты, о владыка, и прежде многое прощал из прегрешений сердца моего по молитвам святых твоих, изначально угодивших тебе и ныне служащих святостью и правдой. Аминь”.

И, помолившись, начал я готовиться к богоизбранному сему делу, дабы распространять богодухновенные догматы. И многократно обошел я богатых и знатных в миру, прося их помощи, и кланялся и припадал лицом к земле, из сердца капающими слезами моими ноги их омывал, и так не единожды и не дважды, а множество раз. И священнику в церкви велел всем объявить. Не испросил ничего умильными речами, не умолил многослезным рыданием, не исходатайствовал никакой помощи от священнических чипов и плакал прегорькими слезами, ибо не обрел ни сочувствующего, ни помогающего не только в русском народе, но и среди греков. Однако некоторые немногие из священнического чина и простые незнатные из мирян не обошли своею помощью. Не думаю, что от избытка своего они это делали, но как некая убогая вдовица от лишений своих давшая две лепты. Знаю, что в нынешнем мире данное ими возвратится к ним, а в будущей жизни воздается им сторицею. Молю Вас, не прогневайтесь на меня, грешного, пишущего это, не думайте, что корысти ради говорю и пишу; знает всякий, кто с начала прочитал эту краткую историю, как его милость пан Григорий Ходкевич одарил сполна всем необходимым для жизни плотской — пищей и одеждой. Но все это я ни во что вменил, не уповал на [28] неправду, не желал приобретений; богатство, хотя и много его стекалось, было мне не по сердцу.

Я предпочел переносить вышеописанные несчастья и беды, дабы умножая умножать слово божие и учение Исуса Христа.

Со смирением надлежит нам просить и начинать, в руках божиих миловать и совершать. Его царствия наследником надеюсь я быть, как да будет и всем нам. Благодатию и человеколюбием господа нашего Исуса Христа, ему же подобает слава, честь и поклонение с отцом и святым духом, ныне и в бесконечные века. Аминь.

А начала печататься сия книга, называемая Апостол, в богоспасаемом граде Львове, в ней деяния апостольские, и послания соборные, и послания святого апостола Павла, по воплощении господа бога и спаса нашего Исуса Христа в лето 1573-е, февраля в 25-й день; и закончена в лето 1574 того же месяца в 15-й день. Молим вас любовью духа господа нашего Исуса Христа, пожертвовавшего собой ради нас, всех рабов благословенного бога нашего, если случится кому когда вникнуть в сию душеполезную апостольскую книгу и понять, что потребно и душеполезно, то прежде всех виновнику всего благого, творцу жизни нашей, богу, да воздаст благодарение, а его милости, пану Григорию Александровичу Ходкевичу, пусть просит даровать вечную память наравне со святыми равнопрестольными, угодившими богу от века. Потом же сыновьям его милости, пану Андрею Григорьевичу Ходкевичу, пану подстолию Великого княжества Литовского (с XVI в. почетный титул, который давался магнатам.), старосте могилевскому и его милости пану Александру Григорьевичу Ходкевичу, старосте гродненскому, державцу Аиньскому (наместник Аиньской волости в Виленском воеводстве.), да просит душевного спасения и многолетнего здравия, понеже они истинные виновники этого полезного дела. Нам же, недостойным, дерзнувшим начать, просите прощения грехов, да и сама того же благословения и прощения грехов сподобитесь; и если в чем погрешность будет, бога ради исправляйте, благословите, а не кляните, ибо не писал дух святой, ни ангел, по рука грешная и бренная, как и у прочих необразованных.

Напечатал сию душеполезную апостольскую книгу в преименитом городе Львове во славу всемогущей и живоначальной троицы, отца и сына и святого духа. Аминь.

Иоанн Федорович, печатник из Москвы.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем V.A.Gonsky на 10/13/07 в 21:32:47

on 10/13/07 в 21:15:59, Цидас wrote:
Чего? :)  

Странно, что я непонятного написал? Нет - так и скажите. Это же предположение! :)
Так это, ругань процитирована будет?

P.S. Ага, вот и она. Как видите, "невежество московитов" является довольно грубым обобщением завистников. Ч.т.д.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем Цидас на 10/13/07 в 22:39:07

on 10/13/07 в 21:32:47, V.A.Gonsky wrote:
Странно, что я непонятного написал? Нет - так и скажите. Это же предположение! :)
Так это, ругань процитирована будет?


1. Непонятного много. Например, что это за трудное положение.

2. Ругань в самом деле процитирована, а вот почему вам было тяжело запустить Гугль, я так и не поняла. Вы вообще очень любите требовать принести вам тексты, а сами не ищете.  ;)

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем V.A.Gonsky на 10/14/07 в 00:24:50

on 10/13/07 в 22:39:07, Цидас wrote:
1. Непонятного много. Например, что это за трудное положение.

2. Ругань в самом деле процитирована, а вот почему вам было тяжело запустить Гугль, я так и не поняла. Вы вообще очень любите требовать принести вам тексты, а сами не ищете.  ;)

1. Трудное положение - необходимость доказывать, что данная характеристика московитов принадлежит Федорову (что из текста, мягко говоря, не очевидно). Вы высказались так, словно Вы в курсе этого обстоятельства. Что меня несколько удивило, поскольку Вы, вроде бы, не историк и не филолог, поэтому я и предположил, что Вы обратились за консультацией к специалисту.

2. Ну во-первых я поискал, так что Вы неудачно в сердцах почитали. Во-вторых, я не очень понимаю, какой запрос к Гуглю столь очевиден, что однозначно указывает на приведенный вариант.

В-третьих, никакой невежественности московитов в словах Федорова нет - с этим Вы согласны?

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем Antrekot на 10/14/07 в 07:59:05
Федоров пишет о невежестве и неразумии.  Но правильнее, на мой взгляд, будет говорить об ином отношении к знаку и слову.  Эта работа уже цитировалась в Уделе, приведу ее еще раз
Б. Успенский "РАСКОЛ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ XVII ВЕКА"
http://www.ruthenia.ru/fest/pprs/lotman70/bau.htm
Для православной церкви Московской Руси (на Украине и в Литве положение принципиально иное (*)) в то время было в высшей степени характерно именно неконвенционное отношение к священным текстам.  И сам факт внесения поправок и подчинения священного смысла грамматике воспринимался как покушение на содержание текста (**).
С Максимом же Греком впоследствии и вовсе вышло чудо - его канонизировали, _не_ отменив два приговора, признававших его виновным в шпионаже и многочисленных ересях.

(*) Петр Могила, тот даже специально оговаривал, что никакие описки в священных текстах душе повредить не могут, поскольку на существе текста не сказываются.
(**) такое мнение и в РКЦ вполне встречалось - "неподчинение Христа Донату" - тоже в своем роде общее место.  Однако эта позиция не стала определяющей.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем olegin на 10/14/07 в 12:42:47
Все это так,но факт остается фактом:Грозный утратил для государства российского талантливого печатника,а приобрели его Ходкевич в Вильно,К.Острожский в Остроге и наконец Львовское Ставропигийское братство,т.е. от произвола Грозного выиграло только просвещение Европы.Я не прав?

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем Antrekot на 10/14/07 в 13:16:24
Я думаю, что произвол Грозного тут ни при чем.
И думаю вот почему:
1. Федоров уехал из Москвы, с семьей, коллегой и, что тем более показательно, частью типографии.  Если бы его _преследовали_, далеко бы он, спрашивается, ушел с этим оборудованием?
2. Сам Федоров, находясь в Литве, в государстве, которое с Московской Русью вело войну, и где об Иване были мнения достаточно дурного, продолжает отзываться о московском государе в степенях превосходных и специально оговаривает, что Иван к его неприятностям отношения не имел.  У него нет _никаких_ мотивов это делать, если это не было так на самом деле.
(Интересно, поставят ли мне в вину чтение в сердце Федорова?)

Так что, полагаю, Федоров столкнулся с тем самым  магическим отношением к священному слову, на которое и до, и после него книжники в Московской Руси напарывались; после смерти Макария потерял защитника внутри церкви - и царь решил, что существование типографии важнее личности типографа.  А типографу никакого зла не сделал, а просто из Москвы его спровадил.
Выиграло от этого, конечно, Княжество.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем olegin на 10/15/07 в 11:23:46
Еще интересная деталь:антропологи,исследовавшие скелет Федорова,нашли на костях следы от ран,нанесенных холодным оружием(мечом или ножом?).Это наводит на мысль,что сей муж был не робкого десятка:если даже предположить что он не участвовал в сражениях,то в уличные разборки в его жизни имели место.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем antonina на 10/15/07 в 11:47:50
Естественно, что неробкого, и даже занимался военной инженерией - что-то там артиллерийское изобрел.
Известній исторический анекдот - как Федоров в бытность свою в Дермани по предписанию князя Острожского возглавил нападение на соседнее село. Так что задирой не был, но в случае чего постоять за себя мог.
А кто в курсе истории с поджогом типографии в Москве? Это вроде была анонимная типография.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем antonina на 11/23/07 в 11:50:40
А вот как раз материал в тему – статья из львовской газеты «Високий Замок»

Галина Гузьо
Ходит-бродит призрак первопечатника


(Работники Музея давней украинской книги, действующего при Львовской галерее искусств, уже не первый год слышат в помещении странные звуки. Вроде кто-то тяжелыми шагами ходит по музею, тяжело вздыхает, изредка покашливает)


Первыми регулярные аномальные явления заметили сторожа музея. Ночью из фондов и коридоров были слышны человеческие шаги и дыхание. Длительное время этому не придавали особого значения. А потом подметили закономерность – странные звуки слышны только в определенный период года: от Дня всех святых и до Рождества. Иногда музейный призрак устраивает «погром» - поднимает страшный шум, как будто бы в фондохранилище падают металлические полки с книгами. Но стоит взглянуть на место преступления – все тихо, все на своих местах.
Как-то заведующая Музеем книги Лариса Спаська стала свидетелем необычного поведения невидимого обитателя фондов. Извлекая из хранилища какое-то издание, она увидела, как на одной из удаленных полок сама собой медленно движется книга. Двигалась-двигалась, пока не упала на пол – раскрывшись. Преодолев страх, Лариса Игоревна подошла к книге и увидела, что она открылась на главе «Чин погребения».
-Мистика или не мистика? – пожимает плечами Лариса Спаська. –Призрака никто из работников музея не видел, но необычные звуки все мы слышали. Не могут же быть у всех одинаковые галлюцинации.
Вероятно, мистическая аура образовалась вокруг Музея книги из-за того, что в его уникальных фондах вместе с 12 000 экспонатов в специальном сейфе хранятся несколько деревянных ящиков, в одном из которых, как предполагают ученые. находятся останки первопечатника Ивана Федорова.
С 1977 по 1990 год Музей книги «проживал» в комплексе Онуфриивского монастыря  о.Василиан во Львове. Потом книжное собрание на 6 лет перебралось в Львовскую галерею искусств. А в 1996 году музей занял пустующее помещение, сооруженное в свое время «Метробудом» в дворе палаца Потоцких (там, где проводится форум издателей, даже странно, что призрак первопечатника не посещает и это мероприятие – А.). Вместе с фондами Музея книги с места на место переселились ящики с костями.
В 1975 году во время раскопок в Онуфриивском комплексе между центральным и правым нефом нашли неизвестное захоронение. По одной из версий, оно может принадлежать первопечатнику Ивану Федорову. Останки удалось отыскать по плану одного из настоятелей монастыря. На нем место находки было обозначено крестом и подписано «Иван Федоров». Экспертиза установила, что кости принадлежали двоим людям. Один из них был похоронен в возрасте около 70-и лет, второй – около 25-и. Это самым лучшим образом подходило к версии, что останки принадлежат Ивану Федорову и его сыну, Ивану Друкаревичу, который умер вскоре после смерти отца. Хотя другая экспертиза – на содержание в костях свинца – не обнаружила этого вещества. Впрочем, известные первопечатники могли и не стоять возле печатного станка, а просто руководить процессом.
Доподлинно известно, что Иван Федоров был похоронен на Онуфриевском кладбище в 1583 году. Но допускают, что в 18-м веке его надгробную плиту перенесли в монастырь, а останки монахи позже перезахоронили. В конце 18-го века игумен Онуфриивского монастыря Модест-Марк Гриневицкий на перводруке «Апостола», хранившемся в этом комплексе, написал: «А сам друкарь похоронен в нашей церкви». И изобразил надгробную плиту Федорова.
В 30-е годы 19-го века русский граф Уваров, большой библиофил, посетив Галичину, сделал с плиты Федорова гипсовый слепок. До 1924 года этот слепок хранился в Москве – в Румянцевском собрании. Дальнейшее местонахождение гипсовой копии плиты неизвестно, но есть ее фотография. Не сохранился до наших дней и оригинал надгробной плиты Ивана Федорова – она была случайно уничтожена во время ремонта в Онуфриивском монастыре в 1883 году. Рабочие хотели передвинуть плиту из одного места в другое, а она, изготовленная из песчаного камня, распалась.
…В последние дни музейный призрак несколько угомонился. Возможно, его успокоил тот факт, что два года назад  Львов впервые посетили исследователи из Киева и Москвы, которые на современной аппаратуре начали изучать останки. В конце года ученые планируют продолжить исследования. А теперешний игумен Онуфриивского монастыря отцов-Василиан согласился, при подтверждении, перезахоронить Ивана Федорова по всем церковным законам.
-----------------------------------------------------------------

К этой заметке газета присовокупила краткую сводку разных призраков, обитающих в замках т.н. «золотой подковы». Олеський замок может похвалится призраком несчастного влюбленного Адама Жолкевского, покончившего с собой из-за любовных невзгод, в нижней части замка, в монастыре капуцинов, любит прогуливаться монах Кость. «Музейщики с почтением относятся к этому призраку и часто оставляют ему оставшееся от чаепитий, поскольку известно, что беднягу уморили голодом» (О монахе не знаю, но о «чаепитиях» львовских музейщиков кое-что могу рассказать: однажды я была свидетелем, как, увлекшись процессом, на некий пейзаж вместо этикетки «Натюрморт с цветами» влепили «Натюрморт с тортом»- А.).
Пидгорецкий замок посещает некая Белая пани, которая обычно прогуливается вокруг замка после захода солнца. А в Золочевском замке обитает призрак любимой жены Яна Собесского, знаменитой Марысеньки. Чтобы ей не было скучно – Марысенька любила мужское общество – она может посетить владельца соседнего Китайского дворца, Черного рыцаря.
Как пишет автор этой заметки, Галина Вдовиченко, «возможно, в старых зданиях «дышат» полы, а в закрытых от глаз стенных отверстиях гуляет ветер, порождая необычные звуки. Но когда я выдвигала материалистические объяснения непонятных явлений, на меня смотрели с нескрываемой иронией».

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем olegin на 11/23/07 в 13:21:26
Добрый день,Антонина,рад Вас видеть!Материал интересный-надо дальше проследить за работой экспертной комиссии:может всплывут какие-то новые факты и детали из жизни первопечатника.Но я бы хотел поговорить в тему вот о ком:соратнике И.Федорова по печатному делу Петре Тимофеевиче Мстиславце-фигуре малоизученной.
В 1569 г.пути их расходятся:Федоров продолжает работать у Ходкевича в Заблудове,а Мстиславец принимает предложение купцов Мамоничей и выезжает в Вильно:

Петр Тимофеев Мстиславец направил свои стопы в Вильно, где на средства православных купцов братьев Кузьмы и Луки Мамоничей оборудовал новую типографию; помощь в этом деле оказали ему также богатые горожане Иван и Зиновий Зарецкие. Вопреки утверждению Т. Ильяшевича (Drukarnia... S. 42—43) ничего не известно об участии П. Т. М. в постройке под городом бумажной мельницы. В «доме Мамоничей» московский печатник выпустил три книги — Евангелие (1575 г.), Псалтирь (1576 г.) и Часовник (между 1574 и 1576 гг.). Вскоре, однако, между «друкарем» и финансировавшими его предприятие Мамоничами произошел разрыв. Как отмечается в протоколе заседания Виленского городского суда от мая 1577 г., еще в марте 1576 г. суд рассматривал тяжбу между Кузьмой Мамоничем и П. Т. М. по разделу типографии и постановил все нераспроданные экземпляры изданий оставить Мамоничу, а типографское оборудование отдать печатнику; поскольку в течение года виленский купец не выполнял решения суда, П. Т. М. вторично вызвал его в ратушу и призвал к ответу. Документов о дальнейшем течении дела не сохранилось, но, судя по тому, что в позднейших изданиях Мамоничей не встречается ни шрифта, ни досок из орнамента П. Т. М., местный богач все же удовлетворил иск. По-видимому, вскоре после разрешения тяжбы с Мамоничами московский «друкарь» умер; во всяком случае о его последующей деятельности не сохранилось никаких сведений.

А. С. Зернова проследила дальнейшую судьбу типографского материала П. Т. М. Оказалось, что его виленским шрифтом были напечатаны две книги острожской типографии — «Книга о постничестве» Василия Великого (1594 г.) и Часослов (1602 г.), а также титульный лист Азбуки 1598 г. В целом ряде острожских изданий встречаются оттиски с досок П. Т. М. Кроме того, исследовательница обратила внимание на одинаковую плотность набора в виленских книгах и двух названных острожских изданиях. Все это позволило ей высказать предположение, что из Вильно П. Т. М. перебрался в Острог и продолжал там трудиться до нач. XVII в.; впрочем, она не исключает, что острожские издания — работа учеников виленского печатника.

Какое участие принимал П. Т. М. в написании послесловий к московским изданиям и предисловия к заблудовскому Учительному Евангелию (т. е. совместным с Иваном Федоровым работам), сказать трудно. Что касается послесловий к виленским Евангелию и Псалтири, то с литературной точки зрения они остаются неизученными. А. С. Зернова отметила близость их по стилю к предисловиям Ивана Федорова (3ернова А. С. Первопечатник... С. 88); Е. Л. Немировский обнаружил в послесловии к Евангелию 1575 г. заимствование из послания Артемия, игумена Троицкого (Немировский Е. Возникновение книгопечатания в Москве. С. 50), а Н. К. Гаврюшин нашел в послесловии к Псалтири цитату из «Диалектики» Иоанна Дамаскина. Соратник Ивана Федорова был таким же разносторонне одаренным человеком, как сам первопечатник. А. С. Зернова приводит остроумные доказательства того, что П. Т. М. принадлежат гравюры в его виленских изданиях; она атрибутирует ему и гравюру с изображением Василия Великого из «Книги о постничестве». В. Ф. Шматов приписывает П. Т. М. изображение герба Г. А. Ходкевича в заблудовском издании 1569 г. (Шматов В. Ф. Художественное оформление заблудовских изданий / Иван Федоров и восточнославянское книгопечатание. С. 103—104).

В нижеследующем перечне изданий с послесловиями и предисловием, в написании которых, как можно думать, принимал участие П. Т. М., новейшие перепечатки этих текстов не учитываются. О совместной деятельности Ивана Федорова и П. Т. М. см. дополнительную литературу в статье: Иван Федоров.

Изд.: Апостол. М., 1564. Л. 260—261; Часовник. М., 29.IX.1565. Л. 171—173 (без фолиации); Часовник. М., 29.X.1565. Л. 170—172 (без фолиации); Евангелие учительное. Заблудово, 1569. Л. 2—4 (1-го сч.); Евангелие. Вильно, 1575. Л. 393—395; Псалтирь. Вильно, 1576. Л. 249—250

Если эта гипотеза верна и Федоров с Мстиславцем вновь встретились и совместно работали в Остроге,то почему это было тайной для истории и какую цель преследовали своей конспирацией два первопечатника?Где захоронение Петра-неизвестно.В могиле Федорова было найдено 2 скелета:кто второй?Безымянный мастер-помощник Ивана?Его сын?А может там был тайно погребен Мстиславец вместе со своим великим соратником?Кто ответит на эти вопросы?

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем antonina на 11/24/07 в 15:27:01
Мстиславец? Думаю, маловероятно, ведь определить возраст по костям, зубам и прочее - несложное дело, а те вторые останки принадлежали мужчине 25 лет. Так что, имхо, сын.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем olegin на 09/30/08 в 22:44:55
Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины инициирует перезахоронение останков известного книгоиздателя Ивана Федорова, 275 лет со дня смерти которого исполняется 5 декабря 2008 года. Эту важную дату готовится отметить не только украинская, но и мировая культурная общественность.

Как отметил в разговоре с корреспондентом УКРИНФОРМа первый заместитель председателя Госкомтелерадио Анатолий Мураховский, достойным почтением имени печатника стало бы перезахоронение останков, которые более 30 лет хранятся в Музее искусства древней украинской книги во Львове. "Госкомтелерадио считает, что перезахоронение останков Ивана Федорова является очень важным, общенациональным делом и готово оказать в этом необходимую организационную и финансовую помощь", - сказал он.

При условии подтверждения учеными факта, что скелет А действительно является останками Ивана Федорова, будет осуществлено их перезахоронение на территории церкви св. Ануфрия с установлением здесь копии давнего надгробия Ивана Федорова. Договоренности по этому вопросу уже достигнуты.

Как отметил Анатолий Мураховский, Госкомтелерадио Украины, в сфере управления которого находится украинское книгопечатание, выступил с инициативой создать совместную научную комиссию, которая проведет необходимые экспертизы и завершит исследование. После этого, считает Анатолий Мураховский, необходимо провести перезахоронение останков. "Работники книгоиздательской отрасли Украины считают своим моральным долгом сделать все необходимое для перезахоронения праха человека, который стоял у истоков книгоиздания в Украине", - сказал он.

Ссылка (http://www.ukrinform.ua/rus/order/?id=730098)

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем olegin на 09/30/08 в 23:04:59
Интересная,ИМХО,статья (http://liberea.gerodot.ru/a_quest/fedoroff.htm) Е.Л.Немировского об идентификации (или атрибутации) надписи на могильной плите Первопечатника.

Апдейт:Даже не знал,что в РФ создан Фонд (http://www.fondfedorova.ru/publication/index.html) "Первопечатника Ивана Федорова" с миссией сохранения, распространения и развития русского языка, книгоиздания, культуры и традиций просвещения.Учрежден очень даже симпатичный Орден (http://www.fondfedorova.ru/orden-b.jpg) Фонда.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем olegin на 02/15/09 в 19:06:29
В одной из научно-популярных программ о И.Федорове озвучивалась версия о том,что в сгоревшей в Москве типографии погибла и жена первопечатника некая Настя и ему пришлось уходить из столицы с маленьким ребенком на руках (сыном?) и печатным оборудованием.
Интересна также версия  Е.Немировского о том,что Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529—1532 гг. — в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен некто «Johannes Theodori Moscus».
А также предположение о его родословной:генеалогическая трактовка его типографского знака, тождественного с гербом белорусского шляхетского рода Рагоза, дает основания предполагать о его связи с этим родом либо по происхождению, либо в результате приписки к гербу «Шренява» — в другом прочтении «Сренява» — так называемым «актом адаптации»; к этому гербу принадлежало несколько десятков белорусских, украинских и польских фамилий. По одной из версий, он был родом из Петковичей, на границе современной Минской и Брестской областей.
Хотелось бы знать от историков насколько эти версии аргументированы.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем antonina на 02/16/09 в 10:18:14
Достоверно можно сказать, что в документах львовского периода жизни первопечатника жена не упоминается, а это было бы невозможно, будь она жива. Что интересно - в одном из документов "дети" названы во множественном числе.
Относительно краковской записи мне уже приходилось писать. Косвенно гипотезе о том, что Иван Федоров учился за границей, противоречат его слова: "В ины земли незнаемы пресели".
О гербе в книге Немировского есть специально микроисследование. Если интересно, попробую его разыскать и выложить.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем olegin на 02/16/09 в 17:39:42

on 02/16/09 в 10:18:14, antonina wrote:
Достоверно можно сказать, что в документах львовского периода жизни первопечатника жена не упоминается, а это было бы невозможно, будь она жива.


1580 р. серпня 22. До львівського уряду явилися Хведь Антипоркович з жінкою і сестра його Тетяна з чоловіком своїм Іваном Друкаревичем і заявили, що вони продали унасліджені від своєї матері частини свої — в домі і в саді, що на краківськім передмісті проти руської церкви св. Георгія; за свою частину Тетяна отримала 7 злотих. Пташицький. №11.

Это запись о львовской жене Ивана Федорова-Татьяне Антипоркович.Тут интересен другой вопрос:это первая или 2-я его жена?И сын Иван Друкаревич от 1-й Насти или же уже от 2-й жены-Татьяны.

Далее о наследнике и о наследии И.Федорова (точнее о его долговых расписках):

1584 р. лютого 3. Прийшовши особисто, Іван Друкаревич, син покійного Івана Хведоровича, заявив, що він уповноважує Гануша з Острога отримати з протопопа заблудівського Нестора 15 кіп литовських грошей, що йому позичив їх ще покійний батько його. Пташицький. № 25.

1584 р. березня 27. Явившись особисто, Іван Друкаревич з Підзамча львівського заявив, що він уповноважує Мартина Голубуховича з Підзамча виправити борг в 100 злотих з буського фабриканта паперу Варфоломея. Там само. № 19.

1584 р. березня 27. Явившись особисто до уряду замкового, Іван Друкаревич з львівського Підзамча показав суду рани свої — на голові й на руках, які наніс йому Сачко Сідляр з Підзамча. Там само. № 26.


Как видно из этих записей,сын Федорова Иван Друкаревич пытался разбираться в судах как с долгами отца,так и с его должниками.Как я понимаю,это не всегда проходило гладко,и сыну порой приходилось применять физическое воздействие к должникам и натурально выбивать долги.

Ссылка (http://litopys.org.ua/ohdruk/ohd07.htm)

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем antonina на 02/16/09 в 17:51:24
Не-е-ет, что Вы. Татьяна Ант(ц)ипоркович - жена Ивана Друкаревича, т.е. она Ивану Федорову невестка (ну, или сноха или как там).
Насчет долгов - те же сведения приводит и Немировский.
"После смерти Ивана Федорова его сыну пришлось вести финансовые дела (…) 4 февраля 1584 года Иван Переплетчик выдал Ганушу из Острога доверенность «получить долг в сумме 15 литовских коп, одолженных его покойным отцом друкарем Иваном из львовского Подзамче Нестору, протопопу из Заблудова»
27 марта сын печатника уполномочил Мартина Голубникевича взыскать долг в размере 100 золотых с владельца бумажной мельницы в городе Буске Варфоломея».
А относительно С. Седляра - он ведь был у Иавна Федорова самым крупным инвестором. Так что, похоже, с сыном не сошлись характерами.

Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем olegin на 02/16/09 в 18:21:34

on 02/16/09 в 17:51:24, antonina wrote:
Не-е-ет, что Вы. Татьяна Ант(ц)ипоркович - жена Ивана Друкаревича, т.е. она Ивану Федорову невестка (ну, или сноха или как там).

Ага,так это жена сына.Я упустил по невнимательности.И еще.Его история взаимоотношений с Гедеоном Балабаном мне не совсем понятна.То ли он его уморил голодом в долговой яме (за долги отца?) или таким образом (под этим предлогом) просто расправился с ним,присвоив Ставропигийскому братству все оставшееся в залоге типографское оборудование от первопечатника?


Заголовок: Re: Иван Федоров-друкарь книг,пред тем невиданных
Прислано пользователем antonina на 02/16/09 в 18:55:56
Еще ужаснее. Да вот я когда-то с этим разбиралась
http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=seeurope;action=display;num=1178298217;start=84

Quote:
В своем письме от 3 февраля 1586 года Гедеон Балабан признавался, что засадил в львовскую  тюрьму Ивана Красовского за то, что тот писал возмутительные «римы», то есть стихи, против его превелебия. Если сопоставить это признание с тем, что в 1585 году Ивана Друкаревича уже не было в живых – думаю, почти не останется сомнений в личности поэта и в характере «преступления» сына Ивана Федорова. Должно быть, он стал на сторону братства в его конфликте с епископом и то ли сам написал, то ли только напечатал стихи, как-то порочащие Гедеона Балабана.

То есть мотив отобрать имущество тоже мог присутствовать, но главное все-таки иное.



Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.