Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
10/18/21 в 18:15:41

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь »


   Удел Могултая
   Вавилонская Башня
   Поучительные рассказы и назидательные истории
   Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 ... 15 16 17 18 19  20 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь  (Прочитано 110912 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #240 В: 05/21/13 в 16:17:30 »
Цитировать » Править

Баллада о прикосновении к прекрасному
 
Как известно, Тоётоми Хидеёши любил все красивое.  Вкусы у него в этой области были простыми и неприхотливыми.  Чем пестрее и редкостнее – тем и лучше.  Историк искусства, описывая любимое дзинбаори господина Тайко (накидку, носимую поверх доспеха), использовала прилагательное «чудовищный».  Понять можно - накидка из ста отчасти стоящих дыбом павлиньих перьев, покрытая защитной сетью из обернутых в золото крученых нитей способна была вселить вселенский ужас даже в сердце принципиального попугая.
Черепица на крыше киотской резиденции Тайко, дворца Дзюракудай, была покрыта слоем сусального золота, сам дворец расписан золотом по золоту же.  Даже чайная комната у Хидеёши была золотой, от стен и татами – до посуды (видимо оттуда и пришла Иэясу идея золотого чайника, а может и сам чайник).  
Как вы думаете, мог господин дракон ходить мимо такого постоянного великолепия, не высказавшись?  Естественно, не мог.  Тем более, что на кону стояла репутация главного пижона и сумасшедшего на этих островах.  
Случай представился быстро – обвинение в государственной измене.  То самое дело о птичкиных глазках, оно же дело о бегающих слониках, оно же поощрение вооруженных восстаний и попытки извести верного тайковского полководца Гамо.  Явившись как снег на голову на разбирательство, князь Датэ приволок с собой во дворец (часть источников утверждает, что лично:  очень хотелось бы посмотреть, как – с учетом роста 159 см) японский крест для распятия.  Здоровенную штуку чернолакированного дерева, сплошь почти, за исключением стратегических прорезей, покрытую тем же сусальным золотом и серебром.  
То ли в виде намека на столичную безалаберность - никто ж не позаботится, чтобы все было прилично и по статусу, то ли чтобы продемонстровать свое отношение ко всем угрозам, доносам, интригам и их возможным последствиям, то ли высказывая таким образом свое мнение о вкусах великого господина Тайко, а верней всего – все вместе взятое.   Исключен только один вариант – использование по назначению.   Поскольку Масамунэ и его спутникам удалось протащить в зал оружие, казнить при неудачном обороте событий там было бы некого или некому.  
Но письмо, на основании которого Масамунэ обвинили в измене, признали подделкой, гнев Хидеёши обратился на авторов неудачного доноса, а крест?  А крест господин дракон подарил господину Тайко в качестве курьеза.  Потом дворец был разрушен и проследить судьбу золоченой деревяшки далее мы не смогли.  В ряде позднейших пересказов он, как и следовало ожидать, превратился в христианский.
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #241 В: 05/27/13 в 08:11:13 »
Цитировать » Править

Баллада о временах и нравах II
(история детективная, но не уголовная)
 
Дом Датэ, как уже говорилось, был приличным домом.   У потомственных мятежников и сепаратистов на внутреннем фронте должен царить порядок.  Но уж когда на представителей дома находило, то находило примечательно, драматургам на радость.  В, по всей видимости, 1595 любителям скандальных сюжетов преподнесли очередной подарок:  в северном бестиарии поссорились господин дракон с господином сороконожкой.  
 
Второе прозвище, между прочим, по грозной силе не уступает первому.  Это в нашем фольклоре сороконожка симпатично путается в собственных ногах.  В японском она – любимое животное и вестница бога войны, ибо бесстрашна, упорна и не умеет ходить назад.  Так что дядекузен господина дракона, Датэ Шигэзанэ, с гордостью носил гигантское членистоногое на шлеме и им же подписывался.
На чем поссорились, неизвестно.  Слухи говорили:  Шигэзанэ хотел войны с господином регентом и не простил князю и кузену решения подчиниться и уступить.  Шигэзанэ не без оснований считал себя вторым полководцем клана и ему не нравилось, что в негласной иерархии он не второй, а третий или даже четвертый – после Катакуры, Ишикавы и стыдно сказать, бывшего купца.  Шигэзанэ был недоволен тем, что клан сдвинулся дальше на север – с легкой руки господина регента – и считал, что в любом случае будет лучшим князем, чем его безумный кузеноплемянник...  
 
Что тут правда?  Может быть ничего.  Но однажды юг узнал – у Датэ случилась усобица, произошло столкновение, погибли люди, Цунаока, замок Шигэзанэ,  осажден, взят и сожжен, его жена и дети погибли, а сам он обнаружился уже за пределами княжества на священной горе Коя в качестве монаха и, естественно, изгнанника.
 
Господин регент пришел в восторг и прямо из восторга немедля написал обеим сторонам возмущенные письма – что за беспорядок в хозяйстве?  И конечно же предложил стать посредником и уладить дело.  Сороконожке при этом обещал вернуть потерянное и с прибавкой и дать шанс отомстить, а дракону – избавить его от опасного соперника и теперь кровника.  От обеих сторон получил слезные извинения за шум и категорический отказ.   Дело внутреннее, уже закрытое, драки нет и никто никуда не идет.
Господин регент не такой был человек, чтобы отступиться от лакомого куска сразу, но сразу не сразу, а пришлось, потому что  господин сороконожка ушел от мира, читает сутры и все предложения игнорирует, а господин дракон не ушел, не читает и не игнорирует, но толку все равно никакого.
 
Потом господин регент помер, запахло войной и на гору Коя просто караваны потянулись.  От тех и этих.  Клан Уэсуги, недавно переехавший в провинцию Айдзу и получивший Датэ в ближайшие северные соседи и очевидные противники в грядущей гражданской, успел рано и предложил много – 50 тысяч коку и очень лакомую территорию.   Ответ был письменным и грубым «Вот еще я только всякой сво... Уэсуги не служил.»  Токугава Иэясу писем с ценниками не отправлял, прислал посредника из числа старших советников.  Ему тоже ответили отказом, но вежливо весьма.  Иэясу счел вежливость обнадеживающей и решил было продолжать, но тут уж господин дракон у него в письменном виде поинтересовался, а что это дорогой сват на чужих негодных вассалов покушается?  Дружественный ли это жест или не очень?  
Как на вассалов?   На каких вассалов?  Изгнанник же.  Бесхозный же...  Ронин фактически.  Все равно нельзя?  Ну нельзя, так нельзя.  Так бы сразу и сказали.  Отступился Токугава нехарактерно быстро, видно, еще и потому, что переговоры шли в большой тайне и с его стороны утечки не было.  А если не было, откуда Масамунэ узнал?   То-то и оно.
 
Тут и война началась – и наверное Токугава не удивился, когда только-что-монах Датэ Шигэзанэ из монастыря сплыл, в войске кузеноплемянника всплыл, как всегда на первых ролях, как всегда отличился – и когда кампания закончилась, получил земли, замок Ватари (серьезный, завидный) и право основать собственный род.  Так в составе княжества Сэндай появились Ватари-Датэ.  
Жил сороконожка после этого долго и весьма счастливо, а в старости написал полумемуары-полузаписки, где о господине-и-кузене отзывался с восхищением.
 
Современники все это понимали с трудом.
 
Потомкам было несколько легче.  Потомкам не нужно было пробавляться слухами.  Они получили доступ к архивам, из которых выяснилось, что ко времени конфликта и побега ни жены, ни детей у Шигэзанэ... не было.  Конечно же, для двадцатисемилетнего знаменитого полководца из славного рода это редкая безответственность и вообще так не бывает.  В норме.  Но мы-то не в норме, мы-то на территории Датэ, там эту норму при встрече не узнали бы.   А с учетом того, что господин дракон, который вообще князь и обязан, первого ребенка завел в 24, при своем-то образе жизни – и, кстати, не от жены,  можно даже отметить наличие тенденции.  
Дракон был выдуман, святой Георгий тоже...  Но может быть наложница у Шигэзанэ все-таки имелась – и от нее дети?  Нет, ни наличие, ни рождение детей, ни смерть нигде не отражены.  Не существовало.  И причин для кровной мести не было.
 
А что было?  Замок горел.  Люди при каких-то обстоятельства погибли, человек тридцать.  Что-то произошло.
 
Тут мы возвращаемся в многострадальную провинцию Айдзу.  Уэсуги туда заселились только в 1598.   А в промежутке - с 1590 по 1598 же - там сидело семейство Гамо.  И в хрониках семейства Гамо весь инцидент отражен с некоторым дополнением.  По мнению Гамо, Шигэзанэ на горе Коя вовсе не чай пил и не сутры читал, а строил разведывательно-диверсионную сеть для родного княжества.  Место уж больно удобное – монастыри, паломники толпами, уследить за потоком невозможно.   И располагается южнее Осаки.  Идеальная, в целом, база.
 
Гамо на эту шпионскую и прочую деятельность начали жаловаться почти сразу, но после истории с птичкиными глазками обвинениям Гамо верили с трудом:  бестолковые же люди, даже письма подделывать не умеют.  А потом и Гамо замолчали.  Почему?  Да потому что Хидеёши счел молодого Гамо недостаточно сильным владетелем и полководцем для северной границы и из Айдзу его убрал, чем смертельно обидел.  Гамо после этого быстро попал под влияние, а потом и под руку Иэясу и на Датэ – ближайших союзников Токугава - жаловаться перестал.  Неудобно.
 
Если мы поверим архивам и хронике Гамо, то останется сделать вывод, что страшная история про мятеж, детоубийство и изгнание – «легенда», позволившая Шигэзанэ спокойно и с удобствами расположиться на важном информационном узле с хорошей перспективой личного внедрения, если понадобится.  А замок сожгли для вящего реализма.  
 
Версия неплохая, но как-то нецелесообразно  пять лет заставлять прекрасного, хотя и несколько прямолинейного и вспыльчивого, генерала порхать бабочкой, которой неизвестно что снится на должности руководителя резидентуры.   Какое-то полное разбазаривание, не свойственное Датэ как институту.
Если только мятеж не был настоящим.  
 
Тут мы вступаем в область спекуляций.  Хроники дома Датэ и всех соседей сходятся на том, что Шигэзанэ хотел войны с господином регентом, считал эту войну неизбежной, а политику старшего кузена – самоубийственной.  Очень может быть, что после крайне опасного инцидента с псевдомятежом у Шигэзане сдали нервы и он попытался перехватить власть в клане силой.  И проиграл.  А вот после этого кузены уже вместе решили разбитым горшком воспользоваться к вящей выгоде их общего семейства.   Источник беспокойства уехал из княжества создавать новую внешнюю разведслужбу.  Его господин и родственник организовал дымовую завесу.  Пять лет они морочили голову всем, включая Иэясу, а потом началась война и держать Шигэзанэ в монастыре стало слишком накладно – на войне генералу такого качества место в поле.   Его вызвали обратно – и наградили сразу за все.  Пятнадцать лет спустя он в составе сэндайского контингента брал Осаку.  Хэппи энд.
 
А соседи ближние и дальние в который раз поняли:  во внутренние конфликты севера соваться нет смысла – в лучшем случае, обхамят.  В худшем – получишь от обеих сторон.  Как дом Тоётоми.
« Изменён в : 05/27/13 в 08:14:35 пользователем: Antrekot » Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #242 В: 05/27/13 в 09:38:05 »
Цитировать » Править

Иллюстрация к балладе о прикосновении к прекрасному.
Вот тут - реконструкция золотой чайной комнаты господина регента.
http://sengokujidai.diary.ru/p188464539.htm
 
А чудовищное дзинбаори и  позолоченный крест, разумеется, не могли не попасть в некоторые фильмы.
« Изменён в : 05/27/13 в 09:38:30 пользователем: nava » Зарегистрирован
Shimori
Редкий гость
**


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 70
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #243 В: 06/05/13 в 08:48:10 »
Цитировать » Править

"Удельный князь Дои Тосицура (1789-1848) возглавлял клан Кога в провинции Симоса (префектура Ибараки). На протяжении тридцати лет в свободное от службы время он рассматривал в микроскоп снежинки. Результаты своих наблюдений опубликовал в виде двухтомного научного труда (книги изданы в 1832 и 1840 годах) с описанием 200 типов снежных кристаллов. Работу разослали всем удельным князьям и ученым того времени. Личные вещи Дои Тосицура (одежда, оружие, бумага) были украшены изображениями снежинок.
Этот случай не единичен. Например, князь Мацусита Сигэцуна (1579-1627) совершенствовался в китайской пиротехнике и запуске фейерверков. Хосокава Сигэката (1720-1785) занимался классификацией флоры и фауны, Масияма Масаката (1754-1819) изучал насекомых, а Сатакэ Ёсиацу (1748-1785) - европейскую живопись. и так далее. По результатам всех этих научных увлечений были опубликованы книги, пополнившие тогдашние знания японцев об окружающем мире. И далеко не все читатели этих книг знали, что их авторы - не средневековые классические ученые, а современники - военачальники с титулом удельного князя и двумя мечами на поясе".  
(Александр Прасол. От Эдо до Токио и обратно.- Астрель, 2012)
 
http://dl.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/2536975 Скан Sekka Zusetsu, той самой монографии о снежинках.
 
Еще немного о снеге и японцах: http://processart.jp/latvia/_content/history/e_history.html
« Изменён в : 06/05/13 в 08:49:29 пользователем: Shimori » Зарегистрирован

Shimori Suitatsu
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #244 В: 06/07/13 в 10:59:45 »
Цитировать » Править

Баллада о логике, чувстве такта и уважительных причинах для поражения
 
Цитаты из хроник приводит Артур Сэдлер в книге "Создатель современной Японии", подстрочник мой.
 
Время действия - после битвы под Сэкигахарой.
 
"Когда Исиду привели в лагерь Иэясу, дали ему лекарство, подходящую одежду и устроили поудобнее, Хонда Масадзуми пошел повидаться с ним.  После обычного обмена любезностями, он начал так "Поскольку Хидэёри(*) так юн, было бы лучше, если бы вы сделали все, что могли, чтобы привести тайро [старейшин-регентов] и бугъе [администраторов] к согласию и тем избежать беспорядка в империи, но вместо этого вы взяли и учинили бесполезный мятеж, поставили все на одно сражение - и проиграли его.  Это не кажется особенно мудрым решением.  Хотелось бы знать, какие советы или причины побудили вас избрать такой путь?"
 
"У мелкого вассала вроде вас,- отрезал Исида,- вряд ли возьмутся представления о том, что есть стабильность Империи.  Вы - колодезная лягушка, которой не видать океана, потому вам в ум не войдет ни задумать такое дело, ни осуществить его.  Так или иначе, а случилось это потому, что Укита, Уэсуги и Мори, а потом Маэда Ген'и, Масуда и Накацука не могли договориться промеж собой.  И я заявляю вам прямо сейчас, что за все происшедшее ответственен я и никто другой.  Так что можете сказать Иэясу, чтоб он взял мою голову и помиловал прочих, потому что не они создали заговор.  Они делали все, что могли, но когда дошло до сражения, некоторые предали нас, а некоторые не прибыли вовремя, и мы потерпели неудачу.  Но если бы вышло иначе, и они все действовали честно и согласно, это ваша сторона была бы побеждена.  Раз уж вы нас разбили и мы пленники в ваших руках, вы можете критиковать нас и насмехаться над нами из-за этого поражения, но ведь даже так, несмотря на всех предателей, Укита и Отани, и Симадзу, и я держали позиции и дрались до последнего, не впадая в замешательство, и не позволили нашему поражению стать разгромом.  Так что как бы нас ни ругали, а стыдиться нам нечего."
 
"Вы искусно защищаете свое дело,- ответил Хонда,- однако мудрый командир должен знать своих людей и разбираться в человеческой природе.  Если он начинает кампанию, не ведая, что творится в головах его генералов, предатели легко опрокинут его планы.  То, что победа зависит от верности вассалов, вошло в поговорку, и хотя Укита и Накацука и вы возможно выступили из Овари с мыслью достичь цели или погибнуть, как вы говорите, в конце концов, прочие отступили и бросили Отани умирать(**), и вот, вы - наш пленник.  Разве это входило в ваши планы?"
 
Исида рассмеялся. "Чистая правда - нет оправданий тому, кого одурачил вероломный подчиненный.- признал он,- но с вашей стороны несколько узколобо и мелочно обвинять Укиту и меня в том, что мы отступили и оставили Отани на погибель.  Как вы знаете, он был тяжко болен много лет, и не было причин, чтобы ему умереть чуть позже, а не чуть раньше.  Мы отступили, чтобы продолжить войну, вот и все.  Когда вассал Танаки пришел к месту, где я скрывался, было бы достаточно легко заколоть его, а потом покончить с собой.  Но я подумал, что куда лучший план, если уж дошло до этого, позволить врагу взять на себя все хлопоты по лишению меня жизни, а я, тем временем, смогу узнать о героических - и нет - делах прочих, так что мне будет чем развлечь Тайко, когда встречу его на том свете.  И это все, что вы услышите от меня по эту сторону жизни."  После чего он решительно сомкнул уста и более ничего не говорил."
 
(*) Наследник Тоётоми Хидэёши, которому в то время было семь лет.  Естественно, не было речи о том, чтобы он сам мог править государством.  Поэтому Хидэёши создал двухуровневую систему - регентский совет и административный совет, связав всех клятвой поддерживать наследника.  Естественно, действующие лица тут же вошли в конфликт, после смерти Маэды Тошиэ конфликт этот перерос в войну.
Состав регентского совета:  Маэда Тошиэ (н),  Токугава Иэясу (в), Уэсуги Кагэкацу (з), Мори Тэрумото (з), Укита Хидэиэ (з), Кобаякава Такэаки (п).  Состав административного совета: Асано Нагамаса (в), Масита Нагамори (з), Маэда Ген'и, Нацука Масаиэ (з), Исида Мицунари (з). (В - восточная коалиция, З - западная, Н - нейтрален, П - переметчик).  
 
(**) Отани Ёсицугу по обстоятельствам сражения оказался в положении, когда вынужден был продолжать бой, в то время, как большая часть западной коалиции уже бежала или отступала.  Болезнь, о которой говорит Исида - проказа.
 
UPD:  прошу прощения за изначально пропущенного Мори
« Изменён в : 06/10/13 в 06:28:22 пользователем: Antrekot » Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #245 В: 06/08/13 в 15:32:23 »
Цитировать » Править

Баллада о переквалификации в управдомы
 
Во время сэкигахарской кампании Курода Канбэй, видный деятель восточной коалиции 54 лет, вел, не вылезая из паланкина, активный и здоровый образ жизни на юго-западном острове Кюсю.  Поднял ополчение, блокировал сторонников западной коалиции на острове (а их там было много), перехватывал транспорты и пополнение – и понемногу отъедал территорию, так что полностью сосредоточиться на кампании против Иэясу у тамошних даймё не получалось.
 
Рассказывают, что однажды его корабли перехватили транспортный конвой Симадзу, который вез, в основном, семьи.  Командир конвоя, вроде бы, даже сначала попытался сдаться, но за туманом сигнала не заметили, а дальше поздно было.  Бой длился несколько часов, нападающие потеряли до сотни людей, конвой погиб весь.  Когда об этом деле донесли Куроде, он вздохнул и сказал, что трудно ругать людей, которые так упорно за тебя дрались, но в чем был смысл этого мероприятия?  Потеряно время, погибли люди – и что в плюсе?  Тем более, что там БЫЛИ! ЖЕНЩИНЫ! И! ДЕТИ!  Дети там были.  Это бесчеловечно.  И глупо.  Вы... больше никогда так не делайте, в противном случае, я буду очень расстроен.  
 
Расстроенного Куроду никому видеть не хотелось (вы когда-нибудь сталкивались с жараракой в активной депрессии – и в поисках причин депрессии с целью немедленного и крайне болезненного устранения оных?), так что инцидентов таких более не случалось.
 
Война, тем временем, у него шла удачно, война шла очень удачно, война шла так удачно, что понемногу становилось ясно – еще пара-тройка месяцев и доморощенные куродины войска просто займут остров, практически весь.  А, между прочим, огромная территория, и богатая, и, как бы это выразиться – остров же.  Суша, окруженная водой.  Отличная, знаете ли, база.  И хозяин этой базы многое может себе позволить и на многое может рассчитывать.  Так что, в разгар кампании Курода получает письмо.  От Токугавы Иэясу, победителя при Сэкигахара, вождя восточной коалиции и собственного старшего союзника, а по нынешним обстоятельствам, считай, начальника, если не сеньора.  Письмо передавало благодарность, столь пылкую, что ею можно было поджигать дрова, восхищение, столь сильное, что оно озарило весь остров и его территориальные воды, заботу, столь глубокую, что Марианская впадина умерла от зависти... в общем, Иэясу выражал признательность, подробно сообщал о своих успехах (и размере войска, которым располагал) и настоятельно просил друга, товарища и драгоценного союзника не подвергать хрупкое здоровье тяготам и опасностям зимней войны.
 
Поскольку климат на Кюсю субтропический, муссонный, температура на равнинах не падает ниже 10 градусов (да и в горах ниже ноля почти не бывает), два теплых течения и так далее, то забота, конечно, выглядела, как и должна была, сущим издевательством, для порядка и сохранения общего лица облеченным в вежливую форму.
 
«Черт, он понял.» - сказал Курода и распустил ополчение по домам – естественно, не забыв очень богато наградить всех, кто явился.  Того и честь требует, и мало ли...
 
В столице его встретили с шумом, грохотом, всеми мыслимыми знаками уважения – можно сказать, не по чину даже.  Иэясу опять долго рассыпался в благодарностях, а потом собрал себя обратно и сказал – за то, что ты для меня сделал, проси и бери, что хочешь, я не откажу тебе ни в чем.  Ключевым словом было, конечно, «проси» - оно устанавливало иерархию раз и навсегда.  Но и «что хочешь» весило много – в него было включено и то, что Курода по первому предупреждению свернул кампанию и против Иэясу воевать не стал.
«Ты знаешь,- сказал Курода,- а ничего мне не надо.  Мой сын отличился под твоей командой, ты его наградишь щедро, я тебя знаю.  А мне хватит того, что он мне выделит.  Я умею воевать, умею править – а сейчас хочу заняться вещами, которыми не так хорошо владею, не так уж много у меня времени.»
 
Последнее звучало угрожающе, но постепенно выяснилось, что речь идет о каллиграфии, чайной церемонии (к которой Курода в свое время относился с подозрением – что ж это такое, столько людей с оружием в тесном помещении), архитектуре, математике и прочих занимательных вещах.  А свое «что хочешь» Курода регулярно употреблял на то, чтобы сохранять всякие подвернувшиеся жизни (в том числе и бывшим противникам) – и действительно ни разу не встретил отказа, даже когда дело касалось личных врагов Иэясу.
 
Многие в окружении Токугавы-старшего не понимали, почему он так обхаживает Куроду Канбэя, прощает любые выходки и так обрадовался уходу Куроды из политики.  В конце концов, Иэясу надоело и он сказал, что проще один раз показать, чем много раз объяснять.  И на каком-то пиру выставил на обозрение пять лучших своих чайников и чайниц.  Когда все достаточно уже выпили, сказал Куроде - бери любой, если унесешь домой сам.  Канбэй, которого к тому времени носили в паланкине везде - жесточайший артрит плюс посредствия нескольких ранений - встал, подошел, посмотрел, выбрал.  И унес.  И донес до дома.
 
Окружение в диссонансе - он, что, все это время... притворялся, что калека?
Нет, ответил Иэясу.  Просто этот человек может все, что хочет.  Наше счастье, что он не так уж и много хочет.
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Цидас
Живет здесь
*****


Привидение Ципор

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2090
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #246 В: 06/09/13 в 12:10:01 »
Цитировать » Править

Interesno
Зарегистрирован

"Идеальный кот, объясненный словами, не есть идеальный кот"(c) Башня Рован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #247 В: 06/11/13 в 12:33:59 »
Цитировать » Править

Умеренно классовая баллада об экономическом рационализме и слове «никогда» применительно к налогам
 
Одним из мелких последствий сражения при Сэкигахара (1600) было то, что клан Датэ приобрел некоторое количество разрозненных владений в центре страны.  Например, в провинции Оми, что рядом с озером Бива.  Где Бива, где Сэндай, где имение, где наводнение.  Послали туда управляющего и все шло хорошо до самого 1616.
 
В этот год новый дайкан Саманосин решил навесить на крестьян новый налог на шелковицу, хурму и чай (семнадцатый век все-таки, простительно не знать, что налог на чай – это очень, очень дурная примета).  На это крестьяне четырех деревень анклава заявили, что денег у них нет;  земля у них не заливная, а суходольная, приносит меньше;  прецедентов такому налоговому безобразию не имеется, ни в прошлые годы, ни в эти шестнадцать;  совести у дайкана нету и они это так не оставят и идут жаловаться.  И пошли жаловаться.  Пожаловались кому ближе, то есть чиновникам из сэндайского квартала в Сумпу, резиденции тогда еще живого сёгуна-в-отставке Иэясу.
 
Чиновники рассмотрели дело и сказали:  действительно, хозяйства суходольные, налог такой для них разорителен, прецедента тому нет, в округе такого никогда не водилось, соседей (в других юрисдикциях) налогами такого типа не облагают, вы кругом правы, вот вам на то документ.  А этому неразумному человеку скажите, чтобы он бросил свои инициативы, потому что нам такие нездоровые сенсации не нужны.
 
Дайкан понял, что у него неприятности – или скорее _неприятности_ -  и тоже ринулся вверх по команде, только не в Сумпу, а в сёгунскую столицу, в Эдо.  Неизвестно, какие аргументы он приводил сэндайской администрации там,  но в Эдо его поддержали, так что дайкан вернулся, жалобщиков засунул в шейные колодки и оштрафовал, а деревни заставил подписать согласие с налогом и взялся за прежнее.  Крестьяне от такого поворота начали разбегаться и разбежались числом семей тридцать.
 
Оставшиеся были сильно расстроены и обозлены, так что следующая жалоба вышла громкой.  Путешествует, значит, сёгун Хидэтада из Эдо в Киото – и сопровождает его множество фигур соответствующего ранга, в том числе и из Сэндая.  И чуть ли не на глазах у сёгуна им посредь процессии вручают жалобу.  На увод и угон рабочей силы ("заставил нас с дорогими лошадьми сопровождать его в Киото и жить там девять дней вместо уговоренного одного"), незаконные налоги, изнасилование девушки (одной), самовольные аресты и бессудные штрафы.  А заканчивалась жалоба требованием вернуть все как было и убрать этого держиморду куда подальше.  Требованием.
 
Жалобу взяли, посмотрели, сказали «Ничего себе тут у вас.  Идите, разберемся, не задерживайте движение.»  
Через три месяца на анклав обрушился документ, в котором значилось следующее:
а) никаких новых налогов и уж тем более никаких неуподобных налогов в округе не будет _никогда_ - считайте этот документ гарантией.  
б) всем, кто сбежал, следует не гневить закон и вернуться.  
в) в случае, если какой-нибудь неразумный чиновник в будущем снова потребует или силой возьмет, что ему не положено, не объясняться с ним, а тут же посылать человека в Сумпу тамошней сэндайской администрации, незаконных требований категорически не исполнять, ждать инспектора.    
Пришел документ в четырех экземплярах - старосте каждой деревни.  На всякий случай.
 
О требовании снять дайкана с занимаемой должности документ не говорил ничего, но поскольку дата смерти дайкана – 1617, вряд ли он покинул сей бренный мир вследствие сезонной простуды.    
 
Что же касается налоговой ставки, то «никогда», как обычно, оказалось несколько более кратковременным, чем предполагалось.  В конце концов, ее все же изменили.  Немного.  Через двести лет.
 
Два примечания, дополняющих картину
1) Время действия – тот самый 1616 год (и начало 1617).  В этом году господа сёгуны, оба два, трижды порывались ходить на Сэндай войной, а Сэндай, соответственно, готовился от них обороняться по принципам «лучше потопить землю, чем потерять ее» и «мир хижинам – война дворцам!», будто был противозаконным гибридом Нидерландов с Французской Республикой.  И вот этот момент умный человек дайкан выбрал, чтобы ввести новые налоги... и вот в этот момент чиновники сэндайской администрации два раза дотошно разбирались, имело ли место превышение полномочий.
 
2) К 1616 году в стране уже имелось несколько слоев законов о минимальной обязательной налоговой ставке.  Официальная позиция режима Токугава по крестьянскому вопросу: голода не допускать, но все излишки должны изыматься. (И примерно так оно шло до конца 17 века.)  Поэтому, с точки зрения распоряжений Ставки и общих законов страны, дайкан не делал ничего дурного, более того, он исправлял вопиющее нарушение – налог-то был ниже минимального.
При этом, ни крестьянам, ни, что интересней, сэндайской администрации до этого дела нет вообще никакого - в их правовом сознании приказы из столицы как фактор не существуют, а значение имеет:  есть ли договор, есть ли прецедент и не разорительно ли оно будет.  Да и главный злодей истории, дайкан, разве что пытался силой заставить крестьян подписать согласие на новый налог.  Возможность вменить налог без согласия податных, просто по уже существующему верховному закону, не пришла в голову даже ему.  И это общее наплевательство происходило не где-то далеко на севере, а ровно в центре центрального острова (и послужило немедленным дурным примером для части соседей – например для семейства Ии, хозяев Хиконэ).  
В общем, чем дальше в социальную историю, тем больше кажется, что сёгунат в отношении севера проявлял терпимость, достойную святых.
« Изменён в : 06/11/13 в 15:39:39 пользователем: Antrekot » Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #248 В: 06/17/13 в 12:05:19 »
Цитировать » Править

Баллада о законопослушном буквализме
(история по Хармсу)
 
Однажды господин регент решил, что текущих заложников от Датэ ему недостаточно, ненадежно как-то, и отправил господину дракону следущее письмо:
 
«Поскольку мы дважды или трижды спасли твою жизнь {то бишь, решали убить и меняли мнение}, само собою разумеется, что ты приложишь все усилия, чтобы послужить тайко и преуспеешь в этом, равно как и в установлении и поддержании О-Хирои [Хидэёри, сына Хидэёси] и поставишь в известность вассалов своего дома о своих обязанностях [по отношению к нам].  Поскольку будет затруднительно исполнить долг, если под рукой [у нас] не будет людей, ты призовешь жен и детей старейшин своего дома и положишь им жить в Киото.  Тысяча человек всегда будет находиться при нас и они будут служить нам.  Они могут [пребывать]  в резиденции Масамунэ в Фусими или ты можешь предоставить этим людям своего дома [иное] жилье [в Фусими].  Это место [там] будет называться Датэ-тё.  Отдай приказ об этом подобающим семьям.»
 
А поскольку господин регент господину дракону не доверял совсем, то место для поселения было выбрано на расстоянии вытянутой руки, даже не очень вытянутой.  То есть просто в границах регентской резиденции.
 
На удивление, господин дракон совершенно не возражал, а очень быстро обеспечил переселение, перемещение и размещение указанных лиц с соответствующим их положению персоналом и, конечно же, охраной (совершенно игнорируя тот факт, что часть оных лиц, включая дам, сами были способны охранить себя от всего, кроме, пожалуй, землетрясения, и горе оказавшемуся на дороге).
 
Что сказала охрана регента, осознав, что северный квартал у них располагается внутри обоих колец защиты и на расстоянии аркебузного выстрела от особы регента, неизвестно.  История молчит.
Что сказал господин регент, когда осознал в ходе очередного тура обвинений в государственной измене, что у него, как он выразился «под рукой», находится очень вооруженный и очень злой северный контингент, тоже неизвестно, поскольку таких слов бумага не сохраняет.  
 
Известно, что довольно быстро господину дракону начали намекать, что столь скрупулезное исполнение повелений в данном случае не обязательно и часть заложников можно бы увезти обратно.  Однако господин дракон все эти неверноподданные выпады игнорировал – и до конца правления Хидэёси северный квартал в полном составе и при всей амуниции (включая ручную артиллерию) послушно перемещался вслед за господином регентом (и даже не цыкал при этом зубом).
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #249 В: 06/18/13 в 10:15:46 »
Цитировать » Править

Еще о дамах в японских селеньях
( просто  краткий переклад  статьи, с благодарностью Антрекоту за прояснение контекста)
 
Каи –химэ родилась предположительно в 1572 г.,  была дочерью Нариты Удзинаги, вассала Поздних Ходзё в регионе Канто, и легендарно знаменита своей помощью отцу в обороне замка Оши во время Одаварской кампании. Хотя она была прославлена красотой и отвагой, современные историки не уверены, что она действительно совершала подвиги, ей приписываемые, велика вероятность, что они подчерпнуты из исторических романов и фольклора эпохи Эдо.
В июне 1590 г. Исида Мицунари во главе 20-тысячной армии осадил замок Оши, но  его армия была ослаблена наводнением. Каи призвала  уцелевших  контратаковать и в доспехах, на коне сражалась в  поле во главе 200 воинов. Позже, когда на помощь Исиде подошли Санада Масаюки, Санада Нобусиге ( Юкимура тож. – прим. пер.) и Асано Нагамаса, она, как утверждают,  убила в бою вассала Санады Мияги Такасиге. Когда замок Одавара  сдался, ее отец поступил так же, в надежде положить конец военным действиям.
Позже они с отцом  перешли под начало Гамо Удзисато . Как-то раз, когда ее отец был в отъезде, в их владениях случился мятеж, начатый Хамадой  Сюгеном и его младшим братом ( исторические источники полагают, что в действительности мятеж начали младшие братья Удзинаги). Свекровь * Каи была убита. Услышав об этом , Каи взялась за оружие и выступила против мятежников. Она убила зачинщиков и эффективно прекратила кровопролитие. Услышав об ее храбрости,  Тоетоми Хидеёши включил ее в число своих наложниц.** В результате ее отец стал одним из доверенных генералов регента и получил замок Карасуяма с доходом в 20.000 коку риса.
Говорят, что много позже, в конце Летней  осады Осаки, она бежала из замка вместе с наложницей Тоетоми Хидеёри и дочерью Хидеёри На-химэ. Все трое стали монахинями в монастыре Токей-дзи.
В современной популярной культуре образ Каи-химэ, естественно, использован в нескольких компьютерных  играх( и аниме – пер.). По псевдонимом «Каи-химэ» выступает профессиональная рестлерша Мацумото Хиройо.
*Каи на тот момент числилась вдовой.
**Напоминаю, что в феодальной Японии наложница это, по факту- «младшая жена», статус женщины оно не роняет.
По данным, найденным Антрекотом, мятеж в подведомственном хозяйстве приключился, поскольку господин сюзерен Гамо Удзисато был слишком занят тем, что копал под господина дракона ( см. Балладу о птичкиных глазках)
« Изменён в : 06/18/13 в 16:45:55 пользователем: nava » Зарегистрирован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #250 В: 06/18/13 в 10:46:11 »
Цитировать » Править

Спасибо!  Относительно Наа-химэ - скорей легенды, потому что ее траектория хорошо известна.  Она в семь лет оказалась в монастыре-убежище Токейдзи и потом стала его настоятельницей.  
Именно при ней произошел знаменитый случай - "инцидент Хори".  Вассал Като Акинари, Хори Мондо, войдя со своим господином в разногласия по земельному вопросу спрятал в Токейдзи семью, Като добился от Иэмицу, третьего сёгуна, выдачи Хори, казнил его и послал людей истребить семью.   Настоятельница уперлась, что в убежище войдут через ее труп, а если они схватят ее силой, труп она обеспечит все равно - и посмотрим, что на это скажет ее семья (имея в виду тот факт, что она правнучка не только Хидеёши, но и Иэясу).  Посланцы осознали масштаб неприятностей и ушли.  (Дама-настоятельница этого дела так не оставила и добилась того, что Като потерял свои земли - а то завели моду, правом убежища манкировать.)
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #251 В: 06/26/13 в 09:55:13 »
Цитировать » Править

Приложение к сериалу о боевых девушках ( и бабушках)
 
При внимательном рассмотрении оказывается, что О-Ива, мать Наа-химэ, оному Нарита Удзинаги приходится внучкой. То есть Каи она  родная племянница, а Наа-химэ - племянница внучатая.
И , если  это не легенда, и они действително бежали втроем , то понятно почему - одна семья.
( Сие сообщаю с благодарностью Антрекоту,  без кого бы не узнала)
« Изменён в : 07/01/13 в 11:14:06 пользователем: nava » Зарегистрирован
Shimori
Редкий гость
**


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 70
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #252 В: 07/27/13 в 23:13:28 »
Цитировать » Править

И вдруг, откуда ни возьмись, появляется анимэ Gifuu Doudou!! Kanetsugu to Keiji - про гг. Наоэ Канэцугу и Маэда Кэйдзи. Свеженькое, июльское. Нарисовано грубовато, такой мальчиковый самурайский боевик. Но у заявленных господ там такое характерное чувство юмора...
Зарегистрирован

Shimori Suitatsu
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #253 В: 07/29/13 в 11:54:03 »
Цитировать » Править

Ага, мы его на дайрях уже обсуждали.
А про вышеописанную историю с Нарита вышел в этом году фильм "Плавающий замок". Правда, там  главным персонажем яаляется не Каи ( она на втором месте), а ее дядя, который, и собственно, возглавлял общую оборону. Играет его  весьма популярный актер Номура Мансай, у нас  в основном известный по  дилогии "Онмедзи".
Зарегистрирован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #254 В: 08/18/13 в 15:33:46 »
Цитировать » Править

Баллада об обращении по инстанциям
 
1590 год.  Армия регента идет воевать клан Ходзё.  Как всякий грамотный военный, Хидеёши намерен "сражаться вместе, идти порознь" - и желает часть кавалерии отправить морем.  По тихоокеанской, внешней стороне острова Хонсю.  
Не выйдет, говорят ему корабельщики.  Такое дело - не выйдет.  С давних времен, любое судно, на котором есть лошади или хоть что-то, сделанное из конской шкуры, гибнет на траверзе Окадзаки, что в провинции Оми.  Мы и слова-то "лошадь" на этом маршруте не употребляем, а о том, чтобы настоящих живыми довезти, и речи нет.
 
Хидеёши подумал и сказал "Ничего страшного."  Потребовал писчие принадлежности и быстро составил письмо.  А корабельщикам сказал "Если что-то начнется, отправьте это в Драконьи Палаты под морем, ну в воду бросьте, и следуйте дальше - не будет с вами ничего худого."
 
Корабельщики, может, и не захотели бы полагаться на его слова, но ясно было, что если не примут груз и не выйдут в море, худое будет непременно.  А так - вдруг поможет?  Если уж человек из носильщиков обуви в правители страны скакнул, он, наверное, что-то знает.
 
Вышли.  На траверзе Окадзаки небо потемнело.  Корабельщики быстренько спустили письмо в воду.  Дальше показания расходятся - одни источники говорят, что шторм улегся, не начавшись, другие, что погода портилась-портилась и все же испортилась, но ничего, с чем знающие люди не могли бы справиться, не произошло.  Так или иначе, а караван дошел до порта в целости и сохранности - тут разночтений нет.  И дальше уже этим маршрутом ходить люди боялись поменьше.  
 
В письме же значилось:  "Хозяину Драконьих Палат.  Мы следуем в Одавару бить Ходзё.  Пожалуйста, позвольте нам добраться до места целыми и невредимыми.  От регента Хидеёши."  
 
И как, спрашивается, такое могло не помочь?  Любому морскому диву понятно, что с автором лучше не связываться.
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Страниц: 1 ... 15 16 17 18 19  20 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.